Банкротство по инициативе налоговой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство по инициативе налоговой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для руководителей и собственников бизнеса причиной неплатежеспособности могут стать не только их личные налоговые долги, но и долги обанкротившихся организаций. Это называется субсидиарная ответственность.

Кому грозит банкротство по инициативе налоговой: условия

Налоговая может подать в суд заявление о банкротстве должника, как если он является физическим лицом (в том числе ИП), так если и юридическим.

Чтобы суд признал обращение правомерным и обоснованным, просрочка должна быть больше 3 месяцев, а сумма долга должна составлять:

  • в случае с физическим лицом и ИП — более 500 000 рублей;
  • в случае с юридическим лицом — более 300 000 рублей.

Право подачи заявления о банкротстве должника возникает у налоговой не ранее чем через 30 с даты возбуждения приставом исполнительного производства.

Момент подачи заявления о банкротстве налоговой может быть отложен по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, должник оспаривает действия или бездействие сотрудников ИФНС.

    Банкротство по инициативе ФНС: чем грозят налоговые долги

    Как правило, налоговики не начинают процедуру банкротства должника, особенно если с него нечего взять. Происходит это потому, что оплачивать все расходы арбитражного управляющего должен именно тот кредитор, который выступил инициатором.

    По статистике ФНС выступает инициатором только в 17% случаев банкротства.

    Однако, сейчас во всех регионах идет реорганизация налоговых инспекций, и среди новых отдельно создается инспекция по банкротствам. Скорее всего, этим инструментом налоговики собираются пользоваться чаще.

    Банкротство можно использовать не только для того, чтобы собрать всё имущество должника, посчитать его, реализовать и закрыть долги перед кредиторами. Процедуру также вполне можно применять для того, чтобы напугать должника и заставить его платить.

    ФНС согласна с идеей внедрения внесудебной процедуры несостоятельности граждан, но считает, что предлагаемый механизм «не в полном объеме решает задачи по упрощению и бесплатности внесудебной процедуры банкротства», рассказал источник «Интерфакса».

    Во-первых, служба предлагает сократить срок, после которого аннулируются долги, с года до шести месяцев.

    Во-вторых, предлагает не распространять эту процедуру на индивидуальных предпринимателей.

    В-третьих, возражение у службы вызвала обязательность обращения человека к арбитражному управляющему. Она видит угрозу в том, что фактически гражданам придется платить, так как управляющие будут неформально навязывать им допуслуги. Это приведет к снижению доступности и популярности нового механизма среди граждан, предполагает ФНС.

    В связи с этим служба предлагает отказаться от обязательного участия арбитражных управляющих во внесудебном банкротстве граждан. По мнению ФНС, желающие обанкротиться без суда смогут бесплатно разместить соответствующее публичное заявление в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, будет утверждена специальная форма такого заявления. В нем должны быть указаны кредиторы и размер долгов перед ними. С момента публикации начнется полугодовой срок внесудебной процедуры банкротства.

    В это время любое заинтересованное лицо сможет обратиться в суд с заявлением о несоответствии гражданина условиям внесудебного банкротства, и в случае его удовлетворения гражданин будет банкротиться через суд. Согласно проекту Николаева, в частности, у кандидата в банкроты не должно быть имущества, которое можно было бы продать. При этом кредитор, которого человек упомянул в своем заявлении, будет вправе запросить у граждан, компаний и в госорганах «иные сведения и (или) документы, необходимые для выявления несоответствия гражданина условиям внесудебного банкротства, в том числе сведения о принадлежащем гражданину имуществе, в том числе имущественных правах, и о его обязательствах», говорится в поправках ФНС к законопроекту Николаева.

    По окончанию полугода гражданин освобождается от долгов, которые он указал в публичном заявлении. При этом не списывается ряд долгов, среди которых: задолженность по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, по алиментам, зарплате и выходному пособию, по возмещению морального вред.

    Учитываются ли при личном банкротстве налоговые долги собственной организации?

    В случае, если лицо привлекается к субсидиарной ответственности — да. И именно это часто становится основанием для признания несостоятельным самого гражданина.

    Говоря просто, субсидиарная ответственность — это когда лицо отвечает своим имуществом не только по своим личным долгам, но и по долгам юридического лица, признанного банкротом, в котором во время его деятельности гражданин имел определенный статус. И необязательно для этого быть руководителем обанкротившегося бизнеса.

    Так, к числу лиц, которые в случае банкротства организации могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, относятся так называемые «контролирующие организацию-должника лица».

    В число контролирующих должника лиц входят следующие, влиявшие на действия организации в течение последних 3 лет, лица:

    1. Учредители (собственники бизнеса);
    2. Руководители;
    3. Главный бухгалтер;
    4. Другие лица.

    В процессе реализации собственности должника определяется конкурсная масса, в нее включается все имущество банкрота, затем она выставляется на торги и реализуется. Деньги, полученные от такой реализации, идут на погашение долгов лица.

    Помимо непосредственной реализации, на этом этапе проводятся мероприятия по розыску «спрятанного» имущества — например, «подаренного» родственникам дома или автомобиля, а также по оспариванию сделок и возврату имущества в общую конкурсную массу.

    Когда требования кредиторов погашены или у должника вовсе нет имущества, которым данные требования можно погасить — лицо признается банкротом.

    Таким образом каждый должник, по которому налоговая подает в суд на банкротство, по очереди преодолевает каждый из вышеуказанных этапов процедуры признания несостоятельным. После чего лицо получает статус банкрота и избавляется от старых обязательств.

    Банкротство по инициативе налоговой

    «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» — так гласит главный Закон нашей Родины. Те, кто сомневаются, могут открыть 57 статью Конституции РФ и убедиться в этом лично.

    Читайте также:  Расчет и уплата авансового платежа по УСН за 1 квартал 2023 года

    А следить за тем, чтобы каждый Гражданин, ИП или юридическое лицо исполняли свои обязанности по перечислению в бюджет обязательных платежей (своевременно и в полном объеме) государство уполномочило Федеральную налоговую службу.

    Так вот, если вдруг кто-то из вышеперечисленных лиц, забудет исполнить свой «налоговый» долг, или намеренно решит обделить бюджет, то помните, что федеральная налоговая служба, с большой долей вероятности, это исправит. Да еще и сверху накинет: пени, Штраф, уголовную ответственность. Чтобы в следующий раз не забывали. А еще и подаст Иск о вашем банкротстве, чтобы «впредь неповадно было».

    Если среди ваших близких и знакомых есть злостные «уклонисты», то, возможно, их заинтересует информация о том, может ли налоговая подать на банкротство.

    У вас долги больше 250 000 руб?

    Списание долгов через банкротство под ключ

    от 9 670 руб./мес.

    (действуем на основании закона 127-ФЗ)

    • спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
    • коллекторы и банки перестанут названивать вам
    • все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты

    В случае когда к заявлению налогового органа о признании организации банкротом не приложены доказательства, подтверждающие наличие у нее имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, заявление подлежит оставлению без движения с последующим возвращением (при непредставлении соответствующих доказательств в установленный судом срок).

    В качестве документов, свидетельствующих об отсутствии средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, судами, в частности, могут приниматься во внимание:

    • акты судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания;
    • справки налогового органа об отсутствии у него сведений об имуществе должника, полученных от Росреестра, ГИБДД, и т.п.;
    • банковские выписки, указывающие на отсутствие остатка по счетам и несовершение по ним операций в течение длительного времени;
    • сведения о непредставлении организацией бухгалтерской или налоговой отчетности.

    В ситуации, когда названные документы об отсутствии у должника имущества или их часть имеются в поступивших в суд материалах и уполномоченным органом не представлены какие-либо иные доказательства, обосновывающие обратное, в том числе возможность фактического поступления в конкурсную массу денежных средств вследствие привлечения контролирующих лиц к ответственности, суд выносит определение о возвращении заявления о признании должника банкротом, указав в мотивировочной части обстоятельство, послужившее основанием для возвращения, — отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

    Если указанное обстоятельство обнаружится после принятия к производству заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, суд выносит определение о прекращении производства по делу, указав в мотивировочной части на отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

    Между тем в документе говорится, что после возвращения заявления уполномоченного органа о признании должника в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение банкротных процедур, налоговики вправе обратиться в суд в общеисковом порядке с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или о возмещении ими убытков.

    Аналитика Публикации

    Общие правила

    Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии задолженности, превышающей 300 000 рублей и не исполненной свыше трех месяцев. Это общее правило, которое позволяет кредитору обратиться с заявлением о признании должника банкротом.

    Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) содержит специальные нормы, позволяющие ФНС России инициировать процедуры банкротства. Обычному кредитору для обращения в суд с таким заявлением нужен вступивший в силу судебный акт. Налоговой службе достаточно решения инспекции о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника. При бесспорном взыскании налогов через 30 дней после принятия такого решения можно подавать иск. Если обязательные платежи взыскивают в судебном порядке, то право подать заявление о банкротстве возникает у ФНС России через 30 дней после вступления в силу решения суда.

    Участие ФНС России в процедуре банкротства регулирует специальное положение (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», далее – Положение). В соответствии с ним налоговики должны решить обращаться с заявлением о банкротстве или нет в срок от 30 до 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о принудительном взыскании задолженности либо иного исполнительного документа.

    Используйте в работе

    Одним из признаков неплатежеспособности должника является размер суммарной задолженности по обязательным платежам – не менее 300 000 руб. В нее не должны входить требования по уплате НДФЛ. Дело в том, что они относятся ко второй очереди. А размер обязательств второй очереди не учитывают для определения признаков банкротства. Даже если налоговики учтут требования по уплате НДФЛ при расчете задолженности и полученная сумма позволит обратиться в суд с заявлением о введении процедуры наблюдения, им будет отказано (постановления АС Волго-Вятского округа от 14.03.2016 № Ф01-311/2016, от 16.10.2015 № Ф01-4117/2015).

    Как отложить процедуру банкротства

    Положением предусмотрены два основания, которые заставят налоговый орган отложить подачу заявления о банкротстве (п. 4 Положения).

    Первое. Должник получит решение суда об отсрочке или рассрочке погашения долга.

    Второе. Должник представит документы, которые докажут, что он намерен взыскать просроченную «дебиторку», ее размер превышает его налоговые долги, и приложит к ним график погашения задолжености. Обратите внимание, что судебный акт по взысканию «дебиторки», вынесенный в пользу компании-должника, сам по себе таким доказательством не является.

    Пример

    Компания-должник выиграла в суде дело о взыскании с контрагента дебиторской задолженности, которой хватает для погашения обязательств потенциального банкрота. Наличие судебного решения в пользу должника суд первой инстанции расценил как основание, позволяющее отказать ФНС России во введении процедуры наблюдения. Однако апелляция и кассация требования налоговиков поддержали. Они указали, что наличие судебного акта о взыскании с контрагента задолженности свидетельствует только о возможном поступлении денежных средств для погашения «дебиторки». Но вовсе не доказывает реальность такого взыскания (постановление АС Поволжского округа от 12.03.2015 № Ф06-20862/2013).

    Читайте также:  Таможенное оформление алкогольной продукции

    ***

    Указанные выше два основания помогут отложить процедуру банкротства на срок до 6 месяцев. Но если за это время должник не исполнит свои обязательства, то повторного отложения не будет. Исключение может быть сделано для стратегических предприятий или организаций оборонно-промышленного комплекса и только по решению Президента или Правительства РФ.

    Если уполномоченный орган, несмотря на указанные основания, все-таки обращается с заявлением о признании должника банкротом, суд вправе вернуть заявление ФНС России до принятия к производству. Однако такой сценарий не слишком распространен, так как Закон о банкротстве не обязывает инспекцию указывать на наличие обстоятельств, позволяющих отложить подачу заявления. Чаще всего суд узнает о них уже в процессе рассмотрения заявления налогового органа. И это является самостоятельным основанием для отказа во введении процедуры несостоятельности либо для прекращения производства по делу о банкротстве (постановление ФАС Московского округа от 20.03.2014 № Ф05-1900/2014).

    Другие причины, при которых ФНС России вправе либо отсрочить подачу заявления на срок до двух месяцев либо отказаться от инициирования процедуры банкротства, перечислены в п. 5 Положения. Подчеркнем – это именно право налоговой службы, но не обязанность.

    Первая. Фирма обжалует решение инспекции о взыскании или действия должностных лиц в административном порядке или обратится в суд с требованием признать их незаконными при условии, что обжалование может привести к прекращению оснований для подачи заявления о признании должника банкротом.

    Вторая. Налоговый орган получит информацию о восстановлении платежеспособности должника, т. е. обнаружит ликвидное имущество, либо руководитель должника или собственник имущества совершит действия, направленные на создание условий для погашения задолженности и т. д.

    В случае же, когда у налоговиков нет информации об активах должника, достаточных для погашения судебных расходов по делу о банкротстве, они могут взять тайм-аут для поиска имущества. Тогда время на подачу заявления о банкротстве увеличивается до 1,5 лет.

    Если у ФНС России нет сведений об имуществе должника, то, скорее всего, инспекция отложит подачу заявления о банкротстве, так как суды в настоящее время требуют, чтобы уполномоченный орган предоставил сведения об имуществе должника. Налоговый орган должен приложить к заявлению о признании должника банкротом доказательства наличия у него имущества. Это связано с обязанностью заявителя в делах о банкротстве возместить судебные расходы, а также выплатить вознаграждение арбитражному управляющему.

    Обратите внимание!

    Суд принимает в качестве доказательства наличия имущества должника:

    — ответы Росреестра на запросы о зарегистрированной на должника недвижимости;

    — справки из ГИБДД о транспортных средствах должника.

    — ответы, иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.

    — доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества, вследствие привлечения лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника (подробнее о субсидиарной ответственности директора и учредителей читайте на стр. 48 – пример ред.)

    ***

    Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения к ней конкретных лиц, например, директора или участника. В этом случае арбитражный суд примет заявление (постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67, АС Западно-Сибирского округа от 06.10.2015 № Ф04-24871/2015).

    Важно!

    ФНС России не будет инициировать процедуру банкротства, если у должника недостаточно имущества для погашения налоговых обязательств.

    ***

    Как видим, у руководителя компании есть инструменты, позволяющие отсрочить или не допустить банкротство. Главное при такой угрозе – получить дополнительное время для погашения налоговой задолженности.

    В каких ситуациях налоговая может запустить проверку

    Когда юридическое лицо инициирует проведение процедуры банкротства, это не дает 100% гарантии на получение или отсутствие проверки. Все зависит от того, соответствует ли производство установленным критериям и есть ли основания обратить на его деятельность внимание. Основными критериями, привлекающими Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выступают:

    • крупные разрывы между платежами компании в бюджет, если сравнивать их со средним значением в отрасли;
    • составление и передача в налоговую отчетности, по которой видны явные убытки компании – продолжаться такое должно не менее двух периодов;
    • уменьшение средней зарплаты сотрудникам по сравнению с другими производствами;
    • полное игнорирование вопросов, поступающих от ФНС;
    • быстрый старт реорганизации или ликвидации предприятия, не обусловленный спадом экономической деятельности;
    • частые смены одного ФНС на другой без причины.

    Инициируя процедуру банкротства и попадая под один или более из перечисленных критериев, организация может ожидать, что налоговая служба проявит личный интерес к происходящему.

    Размер задолженности для инициации процесса банкротства налоговым органом

    При процедуре банкротства налоговый орган имеет статус кредитора, то есть они также имеют право на участие в собрании кредиторов, а также вправе определять судьбу как имущества должника, так и его самого. Физлицо, коммерческая компания, налоговый орган или любой другой кредитор может осуществлять контроль деятельности арбитражных и финансовых управляющих, а также обжаловать из действие или бездействие.

    Важно! Самым частым инициатором банкротства является налоговый орган (ФНС), который является уполномоченным органом в этой процедуре. Поэтому при проведении такой процедуры, налоговая консолидирует задолженность компании перед государственными внебюджетными органами и органами исполнительной власти.

    300 000 рублей является порогом, достаточным для инициации процедуры банкротства. При этом суммируется совокупный долг компании по налогам, страховым взносам, а также иным обязательным платежам. Когда инициатором банкротства по налоговой задолженности выступает налоговый орган, то помимо подачи заявления в суд, инспекция также уведомляет государственные внебюджетные фонды, госведомства, а также запрашивает сведения по долгам этой компании. После этого полученные сведения направляют в судебный орган для того, чтобы общая задолженность была включена в реестр требований всех кредиторов.

    Какие действия предпринять если налоговая подала на банкротство

    Должник представит документы, которые докажут, что он намерен взыскать просроченную «дебиторку», ее размер превышает его налоговые долги, и приложит к ним график погашения задолжености.

    Читайте также:  Вас оскорбили в интернете: что делать?

    Обратите внимание, что судебный акт по взысканию «дебиторки», вынесенный в пользу компании-должника, сам по себе таким доказательством не является.

    Пример Компания-должник выиграла в суде дело о взыскании с контрагента дебиторской задолженности, которой хватает для погашения обязательств потенциального банкрота.

    Наличие судебного решения в пользу должника суд первой инстанции расценил как основание, позволяющее отказать ФНС России во введении процедуры наблюдения. Однако апелляция и кассация требования налоговиков поддержали. Они указали, что наличие судебного акта о взыскании с контрагента задолженности свидетельствует только о возможном поступлении денежных средств для погашения «дебиторки».

    Что такое «налоговое банкротство»

    Такого термина официально в законодательстве нет, но на практике его используют все чаще. Под ним понимают процедуру банкротства, начатую по обращению налогового органа.

    Нередко ФНС в таких делах – основной или единственный кредитор. Отметим, что законодательство предусматривает ряд преимуществ для налоговой службы по сравнению с другими кредиторами:

    • срок подачи требований в конкурсном производстве можно продлить до полугода;

    • усложненный порядок пересмотра полученных ИФНС платежей в рамках обжалования сделок должника;

    • возможность заявлять о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника, при условии, что более половины задолженности возникло в результате нарушений законодательства.

    Субсидиарная ответственность

    Для руководителей и собственников бизнеса причиной неплатежеспособности могут стать не только их личные налоговые долги, но и долги обанкротившихся организаций. Это называется субсидиарная ответственность.

    Субсидиарная ответственность физического лица возникает при признании организации несостоятельной, когда ее имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. По таким долгам будут отвечать контролирующие должника лица — это те, кто в течение последних трех лет влияли на действия организации-должника.

    К ним могут относиться:

    • учредители;
    • руководители;
    • главный бухгалтер;
    • и другие — конечные бенефициары бизнеса, а также родственники, знакомые директора и учредителей, на которых переписаны активы фирмы-банкрота.

    Какое значение имеет указание в решении видов проверяемых налогов?

    Предмет проверки – виды налогов, по которым проводится проверка. Проверка может касаться одного, нескольких налогов или всех налогов («по всем налогам и сборам»). Налоговым кодексом ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.

    Налогоплательщику следует изучить решение о проведении проверки.

    Если в решении о проведении проверки был указан, предположим, только налог на прибыль организаций, а ошибка обнаружена по НДС, то решение по результатам проверки о привлечении к ответственности в части НДС может быть признано недействительным по формальному основанию – отсутствие в решении указания на проверку НДС. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверки.

    В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.

    Выездная проверка дело дорогостоящее для инспекции – практически на год несколько инспекторов выпадают из работы в отделе и находятся в офисе проверяемой организации. Примерно лет семь назад, проверки проводились следующим образом: инспектор приходил в фирму, находил ошибки, начислял штрафы и получал процент от начисленных штрафов. Вот только в 50% случаев получить начисленное не удавалось. Надо учитывать, что проверка стоит денег не только налогоплательщику, но и ФНС. В Должностном регламенте ФНС, который утверждает начальник инспекции или управления по соответствующему региону, установленно, что инспектор должен быть оштрафован за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Какие инспекторам платят премии, мы не знаем – все это находится в документах под грифом «Для служебного пользования». Но согласно вышеупомянутому регламенту проверяющих обязали приносить деньги в бюджет, а не просто начислять налоги и штрафы.

    Из всего этого следует, что инспектор придет к тому, кто способен заплатить. Пусть у «Рога и копыта» ошибок больше, чем в диктанте у двоечника, но, если у них за последние годы одни убытки, на счетах деньги появляются нерегулярно, да и те быстро уходят на оплату долгов, то идти к ним нет никакого смысла – с них нечего взять. Но то, что у вас прибыльный бизнес, еще не значит, что инспектора сбегутся к вам, для этого все же нужны основания. Ради 10 000 руб. штрафа к фирме, скорее всего, не придут.

    Помимо того, что вы самостоятельно можете требовать своего банкротства или это требование будет исходить от налоговой службы, такое право есть также у любых кредиторов, уполномоченных органов, работников и бывших работников, перед которыми имелась задолженность (в случае с ИП и юридическим лицом).

    Если удастся погасить долг еще на стадии реструктуризации, не прибегая к стадии реализации — то лицо не только не лишится своего имущества, но и не получит статуса банкрота и всех последствий такого статуса.

    В конкурсную массу включается все имущество должника и реализуется до тех пор, пока не будут покрыты все долги.

    При этом есть определенный перечень имущества, которое не может быть включено в конкурсную массу:

    • единственное жилое помещение или часть жилого помещения;
    • вещи личного пользования;
    • имущество, использующееся должником для осуществления труда;
    • земельный участок, на котором расположено единственное помещение для проживания;
    • сумма прожиточного минимума;
    • предметы домашней обстановки и обихода.

    Налоговым кодексом РФ установлен перечень оснований, которые считаются достаточными для получения должником отсрочки или рассрочки платежей.

    • форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия и т.д.);
    • задержка финансирования (если был контракт с государством);
    • оплата долга по налогам может привести к банкротству;
    • имущественное положение не позволяет одномоментно погасить задолженность;
    • из-за сезонного характера работы у компании временные финансовые трудности.

    Да, есть определенная часть долгов, которые остаются за должником даже тогда, когда он прошел всю процедуру признания его несостоятельным.

    Сюда относятся: текущие платежи, возмещение вреда жизни и здоровью, морального вреда, выходные пособия и заработные платы работникам и бывшим работникам, алименты.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *