Кого все-таки касается расширенная ответственность за утилизацию отходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кого все-таки касается расширенная ответственность за утилизацию отходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зачет или возврат суммы излишне уплаченного экологического сбора производится территориальным органом Росприроднадзора после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, на основании заявления плательщика о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора (далее — Заявление) (п.17 Правил).

Ответственность за неуплату экологического сбора

Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:

  • Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
  • На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.

Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.

Зачет суммы излишне уплаченного экологического сбора

Заявление представляется плательщиком:

  • посредством телекоммуникационных сетей в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью;
  • на бумажном носителе в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора (в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей).

Территориальный орган Росприроднадзора предоставляет природопользователю акт сверки лично или посредством телекоммуникационных сетей.

Зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора в счет предстоящих платежей по экологическому сбору осуществляется на основании заявления плательщика о зачете суммы излишне уплаченного экологического сбора по форме, утверждаемой Росприроднадзором (п.18 Правил).

Росприроднадзор производит зачет суммы излишне уплаченного экологического сбора в счет предстоящих платежей, о чем уведомляет плательщика путем направления ему в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного заявления.

Кто платит экологический сбор?

Согласно пункту 7 статьи 24.2 и пункту 2 статьи 24.5 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор обязаны платить производители и (или) импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, а также объединения (союзы) производителей и импортеров товаров (пункт 5 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров и производителей товаров с момента их первичной реализации на территории РФ.
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р устанавливает перечень товаров и упаковки, в отношении которой необходимо сдавать отчетность и производить уплату.
Экосбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.
В каких случаях не требуется вносить экологический сбор (ЭС):

  1. Организация полностью обеспечивает самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
  2. ЭС в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из РФ, не уплачивается.
  3. Заключен договор на утилизацию со сторонней организацией.
  4. Выполняются нормативы утилизации отходов.

Почему необходимо вовремя сдавать отчетность?

На территории РФ уплата экосбора – обязательна. Неплательщиков ждут штрафные санкции.

Правонарушение Наказание Статья КоАП РФ,
устанавливающая ответственность
Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

штраф на:

  • должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
  • юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей
статья 8.5.1 часть 1
Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения

штраф на:

должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;

лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 тыс. рублей;

юридических лиц в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 тыс. рублей

статья 8.5.1 часть 2
Непредставление или несвоевременное представление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров
Неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров

штраф на:

должностных лиц в размере от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;

лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 тыс. рублей;

юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 тыс. рублей

статья 8.41.1
Читайте также:  Транспортная накладная с 1 марта 2023

Штрафы за неуплату экологического сбора

Росприроднадзор серьезно занимается выявлением и пресечением нижеперечисленных нарушений. В случае неуплаты экосбора, организация будет привлечена к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ и штрафу: для юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 500 000 рублей.

За непредставление или несвоевременное представление отчета проверяющие органы наложат на организацию Штраф в размере 70 000 – 150 000 рублей.

За представление отчетности в неполном объеме, либо отчетности с неверной информацией, штраф будет наложен в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 250 000 рублей.

Административная ответственность и штрафы за несвоевременную подачу и оплату

В 2019 году, Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Указаны конкретные штрафы за правонарушения, связанные с нарушениями сроков подачи отчетности и внесению обязательных платежей.

Статья 8.5.1. КоАП РФ предусматривает штрафы за:

  1. Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.
    на юридических лиц — от 70 000 до 150 000 рублей
  2. Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения.
    на юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 рублей

Статья 8.41.1. КоАП РФ предусматривает штрафы за:

  1. Неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
    на юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 рублей.

Расчетная форма экологического сбора

Контроль за начислением и уплатой экологического сбора ведет Росприроднадзор. Именно в его территориальный орган товаропроизводителями и импортерами уплачивается экосбор и сдается отчетность по нему.

Читайте также:  Растаможка авто из Белоруссии в Россию

Утвердил форму, по которой рассчитывается экологический сбор, Росприроднадзор своим приказом от 22.08.2016 № 488. Расчет суммы экосбора содержит два основных раздела:

  • Раздел 1 содержит информацию о производителе или импортере (наименование или Ф.И.О. ИП, адрес, контактные данные, ИНН, КПП, ОГРН или ОГРНИП, коды ОКВЭД, ОКАТО, ОКТМО);
  • Раздел 2 — это непосредственно расчет суммы экологического сбора. В подразделе 1 определяется сумма сбора за готовые товары, а в подразделе 2 — за упаковку. Итоговая сумма экосбора определяется суммированием сбора за товар и за упаковку.

Изучение законодательства о экологическом сборе в России

В России с 2023 года вводится экологический сбор на товары, которые могут наносить вред окружающей среде. Это новшество в законодательстве вызвало много вопросов у предпринимателей и потребителей. В этой статье мы рассмотрим, как рассчитать экологический сбор в России в 2023 году.

Первым шагом для рассчета экологического сбора является изучение законодательства о нем. В России экологический сбор устанавливается на товары, которые могут наносить вред окружающей среде. Это могут быть автомобили, бытовая техника, электроника и другие товары.

Сбор начисляется на каждый товар отдельно и зависит от его характеристик. Например, на автомобили с двигателями объемом более 2,5 литров сбор будет выше, чем на автомобили с меньшим объемом двигателя. Также сбор зависит от класса энергетической эффективности товара.

Для рассчета экологического сбора необходимо знать ставки, которые установлены законодательством. Они могут меняться в зависимости от категории товара и его характеристик. Например, на автомобили с двигателями объемом более 2,5 литров ставка может составлять до 200 тысяч рублей, а на автомобили с меньшим объемом двигателя – до 50 тысяч рублей.

Для рассчета экологического сбора необходимо знать также базу налогообложения. Она может быть разной для разных категорий товаров. Например, для автомобилей базой налогообложения может быть их стоимость, а для бытовой техники – ее мощность.

При рассчете экологического сбора необходимо учитывать также возможные льготы и скидки. Например, на автомобили, работающие на альтернативных источниках энергии, может быть установлена сниженная ставка экологического сбора.

Для рассчета экологического сбора необходимо также знать, кто будет уплачивать его – производитель или потребитель. В России экологический сбор уплачивается производителем товара, но он может быть включен в цену товара и перенесен на потребителя.

Важно отметить, что экологический сбор не является налогом, а является отдельной платой за использование природных ресурсов. Он не включается в налог на прибыль и не учитывается при расчете налога на добавленную стоимость.

В заключение, рассчитать экологический сбор в России в 2023 году можно, изучив законодательство о нем и зная ставки, базу налогообложения, возможные льготы и скидки, а также кто будет уплачивать этот сбор – производитель или потребитель. Экологический сбор не является налогом и не учитывается при расчете налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

Рассмотрение международного опыта в области экологического налогообложения

В последние годы экологический налог стал одним из главных инструментов борьбы с загрязнением окружающей среды. В России экологический сбор введен с 2018 года, и с каждым годом его ставки увеличиваются. В 2023 году планируется внедрение новых правил расчета экологического сбора, которые будут учитывать международный опыт в области экологического налогообложения.

Международный опыт показывает, что экологический налог может быть эффективным инструментом для снижения выбросов вредных веществ в атмосферу и воду. Например, в Европейском союзе экологический налог введен в 1993 году, и с тех пор он стал одним из главных источников доходов государства. В США экологический налог введен на федеральном уровне, а также в некоторых штатах. В Китае экологический налог введен с 2018 года и уже привел к снижению выбросов вредных веществ.

Одним из главных преимуществ экологического налога является то, что он стимулирует компании к снижению выбросов вредных веществ. Компании, которые выбрасывают меньше вредных веществ, платят меньше налогов, что стимулирует их к экологически ответственному поведению. Кроме того, экологический налог может стать источником доходов для государства, что позволяет финансировать экологические программы и проекты.

В России экологический сбор введен с 2018 года и включает в себя ставки на выбросы вредных веществ в атмосферу и воду, а также на образование отходов. Ставки экологического сбора устанавливаются в зависимости от количества выбросов и отходов, а также от категории опасности вещества. В 2023 году планируется внедрение новых правил расчета экологического сбора, которые будут учитывать международный опыт в области экологического налогообложения.

Читайте также:  Какими будут пособия на детей в 2023 году в РК

Одним из главных изменений, которые будут внедрены в 2023 году, является увеличение ставок экологического сбора. Это связано с тем, что Россия обязалась снизить выбросы вредных веществ в атмосферу и воду в рамках Парижского соглашения. Увеличение ставок экологического сбора должно стимулировать компании к снижению выбросов вредных веществ.

Кроме того, в 2023 году планируется внедрение новых правил расчета экологического сбора, которые будут учитывать международный опыт в области экологического налогообложения. Например, в некоторых странах экологический налог устанавливается не только на выбросы вредных веществ, но и на потребление энергии и ресурсов. Такой подход позволяет стимулировать компании к экономии ресурсов и энергии, что также положительно влияет на окружающую среду.

В заключение, экологический налог является эффективным инструментом борьбы с загрязнением окружающей среды. Международный опыт показывает, что экологический налог может стать источником доходов для государства и стимулировать компании к экологически ответственному поведению. В России в 2023 году планируется внедрение новых правил расчета экологического сбора, которые будут учитывать международный опыт в области экологического налогообложения. Это должно способствовать снижению выбросов вредных веществ и улучшению состояния окружающей среды.

Экологический сбор (платёж) осуществляется на основании:

  • ФЗ №89 статья 24.5 от 24 июня 1998 г.
  • ФЗ №458 от 29 декабря 2014 г.
  • Постановление Правительства РФ № 1073 от 5 октября 2015 г. «О порядке взимания экологического сбора»
  • Постановление Правительства РФ № 284 от 9 апреля 2016 г. «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации»
  • Приказ Росприроднадзора №920 от 13 июля 2020 г. «Об определении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчёта экологического сбора в форме электронного документа».

Необходимо вычистить липовую утилизацию

Юлия Кузовлева, заместитель генерального директора центра по переработке отходов «Орис Пром» считает, что реформа РОП необходима для компаний, которые ответственны за сбор отходов, чтобы они собирали глубоко, тщательно и по мелким источникам. Отдельный акцент Кузовлева сделала на необходимости грамотного администрирования расширенной ответственности производителей. Она также заявила о необходимости строить новые мощности по каждому виду отходов.

«Неоспоримый факт, что мера даст толчок отрасли. Нужны средства для минимизации расходов в сборе, транспортировки отходов кроме построения мощностей. Мощности нужно строить по всей стране по каждому виду отходов. Это должно быть экономически выгодно. Следующая проблема — вторсырье. Государство должно участвовать в стимуляции покупки вторичного продукта. Если утилизатор уверен, что ему оплатят каждую собранную тонну любых отходов, то мощности были бы увеличены еще не в этом году, а еще в прошлом», — заключила Кузовлева.

Как отметил ряд опрошенных «Известиями» экспертов, трактовка законопроекта оставляет некоторые пробелы. К примеру, неясно, как производителей товаров в упаковке будут поощрять к сокращению ее чрезмерного использования. Также они не будут обязаны выбирать самую экологичную тару, указывают в Ассоциации производителей стеклянной тары.

— Остается непонятным, что можно считать упаковкой, а что материалом. К примеру, гофрокартонный лист может использоваться и как часть изделия, и как упаковка, — сказали там.

Полное снятие ответственности по утилизации упаковки с производителей конечной продукции нецелесообразно, и вовсе считает директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.

— На каждом этапе производители продукции должны задумываться об экологичности. Если они не будут материально заинтересованы в использовании вторсырья для упаковки своего продукта, они просто выберут дешевый, но менее экологичный вариант. Или вообще начнут товар в 10 слоев упаковывать, что отрицательно скажется на экологии, — отметил эксперт.

В Ассоциации производителей стеклянной тары считают, что перенос ответственности хоть и позволит улучшить администрирование этой сферы, но приведет к удорожанию упаковочной продукции и снижению ее конкурентоспособности.

Но с этим мнением не согласен Алексей Сергеев. По его словам, последствием работающей системы РОП будет сокращение захоронения отходов и удешевление вторичного сырья для производства, а значит, и удешевление упаковки во многих случаях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *