Законный способ борьбы честных водителей с частными камерами-треногами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законный способ борьбы честных водителей с частными камерами-треногами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.

Будут ли отменены частные видеокамеры на дорогах?

Признавая, что аутсорсинг мобильной видеофиксации ПДД – это нормальная мировая практика, эксперты по безопасности дорожного движения РФ, утверждают, что на российских дорогах от нее следует отказаться. Специфика отечественного законодательства и коррупция ведут не к снижению аварийности на дорогах, а к не совсем законному обогащению частных компаний, росту мошеннических схем и нарушению прав автовладельцев.

Государственная Дума уже рассматривает необходимость внесения изменений в КоАП РФ (статья 2.6.1) по вопросу привлечения водителей к административной ответственности на основании автоматической видеофиксации. Одним из пунктов изменений заявлен отказ от услуг частных организаций и передачу всех камер видеофиксации в собственность субъектов РФ.

Президент России также потребовал ужесточить правила видеофиксации нарушений ПДД, обязать владельцев видеокамер информировать водителей о местах установки оборудования и увеличить штрафы за неправильное его использование. В связи с этим, вероятно, законопроект будет принят в ближайшее время.

Можно ли оспорить штраф с треноги?

Чаще всего, водитель, получивший «письмо счастья», не вдается в подробности и предпочитает заплатить штраф, чем оспаривать его законность. Во-первых, доказывать свою невиновность ему придется сначала в ГИБДД, а затем в суде. А во-вторых, даже если вам кажется, что штраф незаконен, вовсе не означает, что нарушения не было.

Юристы предлагают несколько вариантов борьбы со штрафами от автоматической видеофиксации:

  • чтобы обезопасить себя от неудачи, лучше собрать всю необходимую информацию и обязательно запросить видеофайл нарушения в ЦАФАП ГИБДД. Если нарушения нет – смело обращайтесь в ГИБДД за разъяснениями, а затем в суд.
  • Попробуйте повторно проехать по участку дороги, где видеокамера зафиксировала ваше нарушение и видеорегистратором отследите расстановку дорожных знаков. Если она показывает, что вы не нарушали ПДД, обращайтесь в ГИБДД.
  • Уточните место установки камеры и сверьте его с местом, указанным в постановлении о штрафе. Если адреса визуальная «картинка» не совпадают – это мошенничество и нарушение ваших прав, и можно оспорить постановление в суде.
  • оплатите половину штрафа и затем подавайте иск с обжалованием вынесенного постановления. В этом случае, правда, будет волокита с возвратом уже уплаченной суммы.
  • обратитесь на сайт ГИБДД с жалобой или отправьте жалобу обычной почтой в отделение ЦАФАП.

Таким образом, возмущение многих автолюбителей большим числом камер видеофиксации не имеет юридических оснований: частные коммерческие организации имеет право их устанавливать и обслуживать, присылать распечатки и постановление о штрафах за нарушения ПДД. Однако у частника должно быть государственное концессионное соглашение с муниципалитетом определенного населенного пункта, документы и сертификаты на видеооборудование и виза руководства местного ГИБДД на установку камеры в определенном месте.

Штрафные санкции по результатам автоматической видеофиксации будут законными в случае, если камера установлена в разрешенном месте, на положенной дистанции от дорожного полотна и правильно настроена. Если вы уверены, что частная тренога выписала вам штраф незаконно, его можно оспорить, собрав всю необходимую информацию о нарушении ПДД (в том числе, файл видеофиксации).

Разработан и внесен на рассмотрение Госдумы проект закона о камерах видеофиксации на дорогах в 2022 году.

Согласно нормам данного документа:

  • все технические средства фиксации должны находиться в собственности РФ или субъектов РФ;
  • требования к ним устанавливаются Правительством РФ;
  • также Правительство РФ разрабатывает порядок определения, выбора мест для их установки.

В пояснительной записке инициатор принятия закона указали, что сейчас частные лица используют средства фиксации для наживы:

  • передвижные комплексы часто устанавливаются не на участках с большой аварийностью, а на участках, где часто допускаются незначительные или спорные нарушения;
  • часто техсредства устанавливаются некорректно или искусственно завышается уровень погрешности;
  • они не обозначаются никакими знаками, пользуясь пробелами в законодательстве, так как нет единого ГОСТа по средствам фотовидеофиксации, так, в ГОСТ Р 52289-2004 по дорожным знакам переносные треноги не включены.

По мнению законодателей, частные лица намеренно устанавливают техсредства таким образом, чтобы увеличить количество правонарушений, что не соответствует первоначальной цели их внедрения: устранение спорных ситуаций на дороге. Данное мнение депутатов уже поддержал вице-премьер Максим Акимов, поэтому есть вероятность, что законопроект будет принят.

Какой штраф за перегруз автомобиля в 2022 году?

Плюсы и минусы установки треног

Разобравшись, законны ли треноги на дорогах, стоит определиться с мотивацией властей и коммерческих организаций.

Читайте также:  Как рассчитать отпускные в 2023 году — формулы и документы

С глобальной позиции монтаж треног на дорогах дает следующие преимущества:

  1. Соблюдение ПДД участниками дорожного движения.
  2. Уменьшение количества ДТП в местах повышенной аварийности и скопления транспорта. Во многих регионах число аварий уменьшилось на 20%, дорожных происшествий — на 8%.
  3. Исключение личного контакта работников ГИБДД и автовладельцев, что снижает уровень коррупции.

Недостатки:

  • Риск погрешности по вине прибора или оператора. В частности, оптимальным углом поворота является 25 градусов. При этом погрешность составляет 1 км/ч. Если изменить этот параметр, меняются и показатели скорости.
  • Скорость нарушения для определенного участка дороги на комплексе ставится самостоятельно. И с этой позиции также возможны ошибки.

Кто устанавливает частные камеры фиксации скорости?

Естественно, исходя из коммерческой необходимости, частники стараются установить современные мобильные видеокомплексы с широкими возможностями (например, фоторадары модификации «Крис-П» или «Кордон» стоимостью 700 тысяч – 2 миллиона рублей).

Против скрытого использования средств видеофиксации летом 2019 года высказался Президент РФ Владимир Путин, а в Госдуме рассматривается законопроект об изъятии треног в пользу государства. Расскажем подробнее, кто имеет право устанавливать треноги на дорогах и законно ли это в 2022 году. Последние новости законодательства читайте далее в статье.

А вот самостоятельно устанавливать лежачие полицейские, равно как демонтировать установленные запрещено.

Хотя нарушение ПДД — это зона ответственности ГИБДД, сама Госавтоинспекция установкой камер видеофиксации не занимается. Их имеют право устанавливать региональные представительства государственного Центра безопасности движения РФ. То есть, эти функции переданы на баланс региональных бюджетов.

Последние изменения в законодательстве

Чтобы использовать правила остановки и стоянки, нужно их изучить. Правила дорожного движения не могут быть нарушены даже в момент остановки или когда водитель пытается поставить свое авто на стоянку.

В списке поручений президента России, опубликованном на сайте Кремля, содержится указание аннулировать штрафы за нарушения правил дорожного движения, которые зафиксировали неправильно установленные камеры. Речь идет о камерах, расположенных скрытно либо установленных с нарушением действующих требований.

А данные копятся в памяти прибора, после чего передаются по радиоканалу на мобильный пост ДПС. На фотографиях четко виден автомобиль, дата и время снимка, скорость движения. «Кордон» Фоторадарный комплекс занимается измерением скоростного режима транспортных средств и автоматическим выявлением нарушений, которые передаются по каналам связи на сервер центра обработки данных.
Парламентарии предложили отказаться от концессионной системы с частными операторами комплексов видеоконтроля и передать все камеры в ведение единой госкомпании. Предполагалось, что работать с камерами будет одна из дочерних структур корпорации «Ростех», но в итоге от этой идеи отказались.

Когда на дорогах появились камеры

Сейчас, по официальным данным, на российских дорогах установлено 10,8 тысяч стационарных камер, плюс 3,9 тысячи – это передвижные комплексы фото- и видеофиксации. Число камер растет с каждым годом, только в 2018 году их стало на 20% больше.

И показатели их работы тоже показывают уверенный рост – за год с помощью камер удалось зафиксировать 106 миллионов нарушений (и это только те, по которым были вынесены административные протоколы). Камеры серьезно разгружают инспекторов ГИБДД, так как на них приходится уже 82,7% от общего числа вынесенных протоколов.

Если разделить одно число на другое, получится, что одна камера за год позволяет составить около 7210 протоколов или около 20 в день. Вряд ли даже самый работоспособный инспектор сделает столько же (если это не рейд).

Впервые в истории дорожные камеры появились в 1958 году на гоночном треке, их создал гонщик Морис Гетсонидес из Нидерландов. Впоследствии он отошел от гонок и занялся бизнесом, ориентированным на производство различных приборов слежения.

Изначально дорожные камеры отслеживали нарушения, в основном, по части превышения максимально допустимой скорости движения по дороге. Но сейчас промышленность создает приборы, которые в состоянии контролировать соблюдение почти всех основных требований ПДД:

  • пересечение стоп-линии на красный сигнал светофора;
  • движение по выделенным для автобусов полосам;
  • въезд на платную дорогу без оплаты;
  • пересечение двойной сплошной линии;
  • нарушение правил парковки;
  • въезд в «запретный» квартал – для тяжелого или неэкологичного транспорта;
  • езда в непристегнутом виде, разговор по телефону за рулем и т.д.

В России камеры на дорогах появились сравнительно недавно – чуть более 10 лет назад. Их начали устанавливать для выполнения федеральной программы по безопасности дорожного движения, а с 1 июля 2008 года стало возможным штрафовать водителей на основании данных с камер.

За прошедшие годы камер становится все больше и больше, и они, безусловно, стали серьезным сдерживающим фактором для водителей. Теперь буквально за одну поездку за город можно получить несколько штрафов, и это дисциплинирует автомобилистов.

Но дорожные камеры в России, помимо того, что принесли очевидную пользу (и немало денег), имеют весьма скандальный имидж.

Проблемы установки треног

Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.

С другой стороны, в существующих правилах сотрудничества отчетливо просматривается «коммерческий интерес»: чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Поэтому местные автоинспекции часто «не замечают», что видеокамеры частников устанавливаются с нарушениями.

Чем больше штрафов, тем выгоднее частнику, который получает от 20-50% суммы штрафных денег (либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа). В среднем по России, такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10-11 миллионов в день, и, чтобы увеличить прибыль, идут на простые, но не слишком законные ухищрения:

  • камеры устанавливают не там, где существует повышенная аварийность, а там, где максимально часто нарушается скоростной режим.
  • искусственно создают «аварийный участок» несколькими мелкими авариями, о чем извещают в СМИ;
  • маскируют видеокамеры в придорожных лесопосадках, за поворотами, за кузовом автомобиля или прямо на машине.
  • устанавливают камеры некорректно, либо изменяют настройки погрешности.
  • не обозначают камеры предупреждающими знаками (явный пробел в законодательстве).
Читайте также:  Разные статусы участков: правовые последствия

Естественно, исходя из коммерческой необходимости, частники стараются установить современные мобильные видеокомплексы с широкими возможностями (например, фоторадары модификации «Крис-П» или «Кордон» стоимостью 700 тысяч – 2 миллиона рублей). Камеры способны фиксировать превышение скоростного режима при приближении и удалении авто, выезд на разделительную линию, встречную полосу и полосу общественного транспорта, движение по обочине. Аппаратура самостоятельно может проверять номерные знаки автомобилей по базам данных нарушителей или угонов, сохранять видеоинформацию и передавать ее оператору для обработки.

В результате штрафы растут, зарабатывает бюджет, зарабатывают частные обслуживающие организации, расходы водителей растут. Не решается только сама проблема повышения безопасности дорожного движения, что требует пересмотра эффективности частных треног.

ГОСТы для видеооборудования

В целях приведения деятельности частных организаций, оказывающих услуги видеофиксации нарушений ПДД, к единым правилам, с 2021 года в РФ введены ГОСТы Р 57144–2016 и Р 57145–2016 регламентирующие технические требования к видеооборудованию. Согласно этим федеральным стандартам, камеры видеофиксации должны:

  • иметь радиолокационный, индуктивный, пьезоэлектрический, магнитный или лазерный принцип работы;
  • фиксировать скорость 20-250 км/час;
  • распознавать номера в любую погоду и время суток с вероятностью не менее 90%;
  • фиксировать на фото отличительные признаки любого автомобиля;
  • быть технически исправными и не иметь дефектов;
  • измерять скорость автомобиля на расстоянии не ближе 50 метров, если оборудованы опцией трекинга (фиксации траектории движения машины);
  • использовать для определения номера неопасную инфракрасную посветку, а не вспышку.

Мобильные треноги можно устанавливать на участках дорог с повышенной аварийностью (более 3 ДТП в течение последнего года), высокой концентрацией нарушений ПДД или плохой видимостью, на перекрестках и около школ.

Не допускается установка камер на неаварийных участках трасс, в кустах, за столбами, за изгибами дорог, в автомобиле или за кузовом машины, на трассе с большими перепадами высот, на неосвещаемых участках дорог в темное время суток, или при отсутствии обочины шириной 3 метра. Каждая камера должна быть укомплектована инфракрасным распознавателем номерных знаков, опциями внутренней памяти и фотораспечатки.

Правила установки и использования треног

Согласно АПК РФ (статья 2.6.1), фиксация нарушений ПДД может осуществляться различными средствами, в том числе – техническими средствами видеофиксации специальным оборудованием.

Каждый мобильный радар или видеокамера на дороге должны устанавливаться в соответствии с едиными федеральными правилами:

При покупке оборудование проверяется и сертифицируется, а обслуживающий персонал обязан пройти специальную подготовку.

Обозначение треног на дороге специальными предупреждающими знаками не требуются. Согласно статье 8.23 ПДД, в зоне видеофиксации должен быть установлен специальный знак, но не указано, с какими средствами он устанавливается. Поэтому установщики руководствуются ГОСТ Р 52289-2004, согласно которому мобильные технические средства фиксации ПДД (а треноги – именно мобильное средство) знака не требуют.

Закон о камерах видеофиксации на дорогах

Применение камер видеофиксации приводит к злоупотреблениям со стороны инспекторов. Причиной такой вседозволенности является отсутствие в законах РФ однозначных правил по установке и использования радаров. КоАП РФ поверхностно касается фиксаторов и содержит такую информацию:

  • показания камер должны отражаться в протоколе о нарушении правил ПДД;
  • если камера была установлена незаконно, то получаемые через нее сведения недействительны;
  • стационарные средства автоматической фиксации сопровождаются специальными знаками.

Требования к радарам и порядок их применения не имеют исчерпывающего описания. Обрывочные сведения о них в различных законах подчас противоречат друг другу.

Где нельзя устанавливать камеры фото- и видеофиксации

По собственному усмотрению ставить комплексы видеофиксации предприниматель не имеет права. Согласно ст. 57 ПДД, места установки стационарного оборудования автоматической фиксации должны быть обозначены руководством Госавтоинспекции, чаще всего это аварийные участки дорог. Места и время использования передвижных комплексов определяет руководитель подразделения о порядке несения службы сотрудником. Эта же статья гласит, что применять оборудование автоматической фиксации нельзя на местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками. Так, в районе временных знаков (например, поставленных при выполнении ремонтных работ) автоматическая фото-, видеофиксация запрещена, то есть автомобилист, получивший штраф на этом участке, может заявить в ГИБДД или прокуратуру с заявлением о неправильном расположении оборудования.

По российским нормам законодательства водители должны быть предупреждены о факте наличия на маршруте комплекса, фиксирующего нарушения, специальной табличкой. Такие предупреждающие таблички необходимо ставить на всех стационарных средствах фото- и видеофиксации, при этом на передвижных системах установка таких оповещений ГОСТом не предусмотрена. На самом деле, целью установки комплексов является не обогащение за счёт водителей, а уменьшение числа аварий и нарушений ПДД. С каждым днём всё больше глаз пристально следит за порядком на дорогах, поэтому водителям необходимо быть предельно внимательным за рулём – это не только обеспечит безопасность, но и убережёт от лишних затрат на оплату штрафов.

Бизнес на камерах видеофиксации нарушений ПДД появился сравнительно недавно. Заключается он не просто в установке необходимого оборудования, а в его непосредственном использовании для выписки штрафов и получении за это определенного вознаграждения. О предпосылках, законодательных особенностях и других важных моментах этого формата заработка мы и поговорим в статье.

Не снимайте, я стесняюсь: водителям запретят фото- и видеосъемку инспекторов ГИБДД

Из нового регламента работы дорожно-постовой службы пропала норма, обязывающая сотрудников не препятствовать использованию записывающей аппаратуры

МВД собирается запретить участникам дорожного движения вести фото- и видеосъемку своих сотрудников. Это следует из нового административного регламента, подготовленного правовым управлением МВД. Документ проходил общественные обсуждения с января 2017 года.

В него были внесены поправки, в частности исчез важный пункт, касающийся обязанности инспектора не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. В таком виде документ ушел в Минюст и в ближайшее время может быть подписан.

Тревогу забили представители Федерации автовладельцев России: по их словам, в новом регламенте есть и другие изменения, которые существенно увеличивают полномочия инспекторов и уменьшают права водителей. Подробности — в материале «Реального времени».

Новый регламент работы сотрудников ДПС должен был вступить в силу еще в апреле 2017 года, но документ решили притормозить — с 31 января по 1 марта он проходил общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов и независимую экспертизу. Результатом явилась доработанная редакция административного регламента, из которой исчез пункт 10.

13, в котором говорилось о том, что «сотрудники при исполнении государственной функции обязаны не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания».

В таком виде документ отправился в Министерство юстиции России.

Как бороться со штрафами с треног

Ни в коем случае не призываю сбивать, повреждать или иным образом оказывать физическое воздействие на камеры — как бы вам этого не хотелось. Не забывайте — это частная собственность высокой стоимостью (повторюсь от 1,5 млн рублей), отчего повреждение или порча такой камеры будет караться по всей строгости закона.

Даже не смотря на обилие роликов в сети, где с камерами всячески расправляются люди в капюшонах, масках и просто с закрытыми лицами, я все же рекомендую законный способ борьбы. Иногда помогает игнорирование штрафов. Повторюсь, мне только недавно пришел штраф почти двухлетней давности и то, бумажного уведомления я не получал, поэтому очень сильно сомневаюсь, что штраф вообще существует, а не является ошибкой сайта госуслуг, от которых имеет смысл и вовсе отказаться (об этом в другой раз)

Если вы уверены, что нарушения не было и штраф пришел неправомерно, такое вероятнее всего произойдет при установке камеры не в положенном месте, то имеет смысл обратиться в суд, предоставив доказательства нарушения установки:

  • отсутствие на участке дороги знака «ведется фото и видео фиксация»
  • расположение камеры во вне действия знаком скоростного ограничения
  • расположение камеры за городской чертой (это можно увидеть по координатам камеры и запросив карту знаков и разметки)
  • привести неоспоримые доказательства отсутствия вас за рулем — это старый метод, когда в день окончания срока давности привлечения к ответственности по АПН, появляется свидетель, берущий вину на себя. Дело против вас закрывается, а новое не успеваю начать в связи с истекшим сроком привлечения по АПН

Проблемы установки треног

Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.

С другой стороны, в существующих правилах сотрудничества отчетливо просматривается «коммерческий интерес»: чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Поэтому местные автоинспекции часто «не замечают», что видеокамеры частников устанавливаются с нарушениями.

Чем больше штрафов, тем выгоднее частнику, который получает от 20-50% суммы штрафных денег (либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа). В среднем по России, такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10-11 миллионов в день, и, чтобы увеличить прибыль, идут на простые, но не слишком законные ухищрения:

  • камеры устанавливают не там, где существует повышенная аварийность, а там, где максимально часто нарушается скоростной режим.
  • искусственно создают «аварийный участок» несколькими мелкими авариями, о чем извещают в СМИ;
  • маскируют видеокамеры в придорожных лесопосадках, за поворотами, за кузовом автомобиля или прямо на машине.
  • устанавливают камеры некорректно, либо изменяют настройки погрешности.
  • не обозначают камеры предупреждающими знаками (явный пробел в законодательстве).

Естественно, исходя из коммерческой необходимости, частники стараются установить современные мобильные видеокомплексы с широкими возможностями (например, фоторадары модификации «Крис-П» или «Кордон» стоимостью 700 тысяч – 2 миллиона рублей). Камеры способны фиксировать превышение скоростного режима при приближении и удалении авто, выезд на разделительную линию, встречную полосу и полосу общественного транспорта, движение по обочине. Аппаратура самостоятельно может проверять номерные знаки автомобилей по базам данных нарушителей или угонов, сохранять видеоинформацию и передавать ее оператору для обработки.

В результате штрафы растут, зарабатывает бюджет, зарабатывают частные обслуживающие организации, расходы водителей растут. Не решается только сама проблема повышения безопасности дорожного движения, что требует пересмотра эффективности частных треног.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *