В чем отличия между административным правом и гражданским, есть ли разница

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем отличия между административным правом и гражданским, есть ли разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

Правовая система государства основывается как на ГП, так и на АП. Обе эти отрасли посредством законодательных актов регулируют правоотношения в обществе, только разного характера. В круг интересов ГП входят материальные, нематериальные блага. В АП представлены правоотношения в сфере реализации государственного (муниципального) управления.

В ГП все участники имеют равный статус и свободу выбора. В АП органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические, юридические лица, в том числе люди, разработавшие эти правила.

Взаимоотношения между участниками ГП и АП регулируются на основе законов, но разного ранга. Совокупность юридических норм, определяющих частные взаимоотношения отдельных лиц в обществе, представлена в Гражданском кодексе. Правила, регулирующие общественные правоотношения в сфере реализации исполнительной власти, изложены в КоАП РФ, законодательных актах органов власти, нормативах местного самоуправления. В отличие от АП, нормы права, касающиеся ГП, изложены исключительно в законах федерального уровня.

В чем специфика административного права?

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

По методу регулирования

Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.

По методу регулирования

Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.

Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.

Особенности административного права

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

  • предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
  • деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
  • главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
  • принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
  • функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
  • субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
  • объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.

Система гражданского права

Система гражданского права представляет собой внутренне согласованное единство и деление правовых норм, составляющих данную отрасль права.

В соответствии с объективно существующими различиями комплексов общественных отношений, регулируемых данной отраслью, нормы права группируются по институтам. Система гражданского права в общих чертах нашла выражение в ГК РФ.

Все гражданско-правовые нормы, составляющие систему гражданского права, можно условно разделить на Общую и Особенную части. В Общую часть входят положения, которые имеют значение для всех норм гражданского права. В частности, в нее входят положения о предмете гражданского права, возникновении, осуществлении и защите гражданских прав, субъектах и объектах гражданских прав, о главном основании возникновения гражданских прав — сделках, сроках и т.д. Все остальные нормы можно отнести к Особенной части.

В системе гражданского права присутствуют также такие структурные элементы, как подотрасли права, под которыми понимаются совокупности однородных и предметно взаимосвязанных гражданско-правовых норм, имеющих подотраслевой предмет и метод правового регулирования.

В чем отличия между административным правом и гражданским, есть ли разница

В гражданском праве также существует ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других участников. При нарушении прав других участников, лицо, причинившее вред, несет ответственность в пределах причиненного вреда и упущенной выгоды.

Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи.

Добросовестное незаконное владение означает, что владелец не знал и не мог знать о том, что его владение незаконно.

Обычно в конкретном государстве преобладает какой-то определенный вид источников права. Например, в древних государствах, когда еще не сложились специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные акты, преобладающим видом являлся правовой обычай.

Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.

Это её внутреннее строение, определённый порядок взаимосвязи, взаимообусловленности основных частей, элементов нормы.

Вместе с тем, согласно ст.3 ГК (п.1), органы исполнительной власти, республиканские органы государственного управления, местные органы управления и самоуправления издают правовые акты, содержащие нормы гражданского права. ГК предусматривает также, что гражданские права могут защищаться в административном порядке (п.3 ст.10).

Читайте также:  Отделения паспортных столов Брянска

Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая срока, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.

Вместе с тем, согласно ст.3 ГК (п.1), органы исполнительной власти, республиканские органы государственного управления, местные органы управления и самоуправления издают правовые акты, содержащие нормы гражданского права. ГК предусматривает также, что гражданские права могут защищаться в административном порядке (п.3 ст.10).

Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая срока, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.

В гражданском праве используются приемы координации поведения равных участников. Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола.

Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, которые рассматриваются как высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ), привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина.

Административное и трудовое право

Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предме­ту правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административ­ное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по ор­ганизации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.

Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

В чем специфика административного права?

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

Гражданское право Административное право
Что общего между ними?
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом
В чем разница между ними?
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам

Чем административное право отличается от уголовного

Соотношение этих отраслей права в рассматриваемом контексте можно проследить на следующем примере. Например, в результате ДТП пассажиру причинен вред здоровью.

Никаких объективных признаков, свидетельствующих о наступлении тяжкого вреда здоровью, не выявлено, поэтому начинается производство по административному делу.

Но до истечения 7-дневного срока, принятого условным при наступлении более тяжких последствий, пострадавший умирает. В этом случае возбуждается уголовное дело, а все полномочия вместе с материалами административного дела передаются следователю.

При этом важным является вопрос о преюсдиции. Этот термин означает, что обстоятельства, установленные в рамках одного производства, признается доказанными в рамках другого. Так, административная преюдиция действует и в уголовном праве.

Например, в рассмотренном выше случае факт нетрезвого состояния виновника ДТП будет признан и по уголовному делу. Эти же отрасли пересекаются и в некоторых экономических, а также налоговых преступлениях.

Так, уголовное и административное право пересекаются, например, в таких составах, как нарушение правил дорожного движения.

Гражданское процессуальное право, являясь частью правовой системы РФ, находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права. Степень и характер этой взаимосвязи во многом обусловлены правовой природой этих отраслей – материальной либо процессуальной.

Проведем разграничение гражданского процессуального и гражданского (материального) права (Таблица 1).

Таблица 1 — Разграничение гражданского процессуального и гражданского (материального) права

№ п/п

Основание для сравнения

Гражданское (материальное) право

Гражданское процессуальное право

1

По предмету правового регулирования

Поведение сторон в области имущественных и тесно связанных с ними неимущественных правоотношений

Отношения, возникающие в сфере правосудия по гражданским делам (в результате деятельности суда и других участников гражданского процесса)

2

По положению субъектов

Субъекты равноправны, отношения строятся «по горизонтали»

Все субъекты находятся в процессуальных отношениях с судом, отношения строятся «по вертикали», властеотношения

3

По методу правового регулирования

Диспозитивный метод

Императивно-диспозитивный метод. Диспозитивное применение норм материального права влияет и на диспозитивность процесса

4

По характеру действия норм

«Разрешено все, что прямо не запрещено законом»

«Разрешено только то, что прямо предусмотрено в законе»

5

По характеру прав субъектов

Права носят корреспондирующий характер и вытекают из договорных отношений (праву одной стороны корреспондирует соответствующая обязанность другой)

Права субъектов являются правами на одностороннее волеизъявление – реализация стороной своего права, не влечет необходимости исполнения какой-либо обязанности от противоположной стороны. Договор (соглашение) является редким исключением (например, мировое соглашение, договорная подсудность)

Читайте также:  Новый порядок расчета больничного листа с 3 апреля 2023 года: примеры

Нормы гражданского материального права (закрепляют субъективные гражданские материальные права и обязанности, правила возможного и должного поведения субъектов. По общему правилу, эти нормы прекрасно реализуются вне зависимости от процессуальных норм. Так, делая покупки в магазине, мы заключаем договор розничной купли-продажи, пользуясь общественным транспортом – договор перевозки, поступая на работу – трудовой договор, при этом зачастую даже не задумываясь о необходимости судебной защиты.

Потребность в нормах гражданского процессуального права возникает лишь тогда, когда нормы материальных отраслей права не исполняются или исполняются ненадлежащим образом. Подчеркивая эту специфику, в научной литературе гражданское процессуальное право иногда называют «патологической формой» существования норм материального права. Хотя, следует подчеркнуть, что посредством процессуальных норм эта «патология» устраняется, «излечивается».

Так, в приведенных выше примерах, купленный товар может оказаться некачественным, при перевозке может быть причинен вред здоровью, стороны могут не исполнить положения заключенного трудового договора – все указанное свидетельствует о нарушении субъективных материальных прав и законных интересов, и при невозможности урегулирования конфликта на досудебной стадии, потребует принудительного осуществления в судебном порядке. Несмотря на столь тесную взаимосвязь, отрасли материального и процессуального права самостоятельны по предмету и методу правового регулирования.

Основной курсовой работы изучение соотношения права с другими гражданского права. В исследования можно следующие выводы.

гражданского права как шире, чем понятие гражданского как отрасли права: оно в себя отрасль , т. е. совокупность правовых норм, имущественные и неимущественные , законодательство по этой права, историю отрасли права, по основным положениям права, закономерности и развития законодательства; потребности общества в законах, соответствующих его потребностям, а ученые- участвуют в разработке новых законов и . Гражданское право как использует такие «» исследования, как: диалектический , системный подход, анализ, методы правоведения и социологического . Эту науку называют .

Отрасли права, систему российского , делятся на три группы: -правовые (конституционное, , финансовое право); -правовые (гражданское, , трудовое, земельное , гражданский процесс); -правовые (уголовное , уголовный процесс, ).

Гражданское право с каждой из этих права в большей или степени. Так, с конституционным связаны положения, регулирования деятельности , его субъектов, муниципальных , конкретизирующие права и граждан.

С административным гражданское право то, что обе эти отрасли регулируют отношения. Однако, это отношения: в административном – организационные, участники не равны, в гражданском – это стоимостные отношения сторон. Соотношение права с финансовым и правом: к названным не применяются положения права, если об прямо не сказано в . О соотношении гражданского и природно-ресурсного следует знать, что последнего частично в круг объектов права.

Выделившиеся из права отрасли и семейного права с гражданским правом то, что эти регулируют имущественные и неимущественные отношения.

Гражданское или административное право, в чем разница?

В гражданском праве также существуют ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других лиц.

Если нарушены права других участников, лицо, причинившее ущерб, несет ответственность в размере причиненного ущерба и упущенной выгоды.

Штрафы и пени могут устанавливаться в договорах в качестве средства обеспечения исполнения договора. Виновные лица обязаны возместить ущерб добровольно или по решению суда.

Административное законодательство широко использует систему административных наказаний, таких как штрафы, ограничения и лишения прав и свобод, вплоть до административного ареста. Право налагать штрафы принадлежит судам и другим уполномоченным органам.

Дата публикации: 20.11.2017 2017-11-20

Статью просмотрели: 4425 раз

Например, юридическая обязанность детей содержать своих родителей, которая возникает при наступлении определенных законом обстоятельств, точно выражена в денежной сумме, которую дети должны выплачивать своим родителям.

Напротив, в отсутствие установленных законом обстоятельств, денежная помощь, которую дети фактически окажут своим родителям, не может быть выражена столь точно.

Таким образом, основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, административной ответственности — административный проступок, гражданской ответственности — гражданский проступок, а уголовной ответственности — уголовный проступок. Уголовная ответственность наступает за деяние, запрещенное уголовным законом.

Уголовное законодательство Российской Федерации в статье 8 Уголовного кодекса Российской Федерации признает в качестве основания уголовной ответственности

«совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».

Соотношения между этими отраслями права также тесно связаны, что определяется тем, что они часто имеют общий объект регулирования (например, имущественные отношения, возникающие в экономической сфере). Имущественные отношения могут регулироваться как гражданским, так и административным правом. В этом случае разницу между этими отраслями права следует искать в соответствующих методах правового регулирования.

Гражданское право регулирует такие имущественные отношения, в которых стороны равны (большинство из них).

Соответствие.

Положения административного права регулируют отношения между соответствующими органами, имеющими право управлять государственной собственностью, государственными предприятиями и учреждениями, которым эта собственность была выделена.

Следовательно, вопросы, касающиеся понимания организационных отношений как предмета гражданского права, становятся все более актуальными в украинском гражданском праве.

В отечественной правовой доктрине к определяющим признакам гражданских организационных отношений относятся: 1) организационные отношения состоят из организационной деятельности, направленной на упорядочение организованных отношений; 2) объектом этих отношений является упорядочение деятельности участников организованных отношений, которое иногда называют «юридической процедурой».

Уточняется, что учреждения и организации, имеющие право на получение копий с законного хранения, не могут напрямую подавать иски к издателям на копии соответствующих публикаций.

По мнению сторонников данной позиции, рассматриваемое право не является гражданским правом и не может быть защищено способом, установленным для защиты гражданского права.

Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
Учитывая критерии квалификации гражданско-правовых отношений и их отличие от общественных отношений, трудно согласиться с таким подходом.

Возникновение указанной обязанности издателя в силу прямого указания закона не доказывает административно-правовую природу этих отношений и не отрицает их как разновидность гражданских отношений.

В разделе «Финансовое право» на вопрос автора Мигеля о том, чем предмет финансового права отличается от предмета гражданского и административного права, лучший ответ — Административное право тесно связано со всеми отраслями российского права, и прежде всего с конституционным (государственным) правом.

Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе Российской Федерации, уставах субъектов Российской Федерации и федеральных конституционных законах, непосредственно регулируют общественные отношения в сфере государственного устройства, взаимоотношения человека и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

С другой стороны, административное право отличается от других отраслей права объектом регулирования. Он регулирует управленческие отношения, то есть отношения, возникающие преимущественно в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.

Сфера регулирования административного права охватывает широкий круг общественных отношений, складывающихся в общественно-политической, социально-культурной и экономической жизни страны.

Таким образом, организационные отношения между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения концессии связаны с имущественно-стоимостными отношениями.

Однако характер таких организационных отношений определяется полномочиями органа государственного управления по выдаче обязательных для исполнения указаний строительной компании.

(AP) отличается отдельной правовой нормативной базой и подразделяется на группы.

Важность данной отрасли заключается в регулировании отношений со всевозможными органами власти и гражданами, то есть управленческих отношений, так как это публично-правовые отношения.

АП предусматривает регулирование совокупности правовых отношений, складывающихся в обществе с органами власти, при возникновении спорных ситуаций в конкретной сфере действия органов исполнительной власти, как на государственном, так и на местном уровне.

Читайте также:  Что известно о новых правилах освидетельствования водителей на алкоголь?

.

Таким образом, ряд отношений регулируется одновременно конституционным и административным правом: степень этого регулирования может быть различной.

Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, общие для всех органов государственной власти; административное право, отталкиваясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти.

Следовательно, она берет свое начало в нормах конституционного права, содержащихся в актах, обладающих высшей юридической силой — Конституции и законах.

Однако в настоящее время в правовом регулировании трудовых отношений используются лишь отдельные элементы гражданского права и сохраняется исторически сложившаяся практика правового регулирования трудовых отношений без учета их денежного характера.

Последнее является одной из причин неэффективности нашего производства. Несмотря на это, практика правового регулирования трудовых отношений без учета их затратного характера находит свое теоретическое обоснование в подавляющем большинстве работ представителей науки трудового права.

Гражданское и экологическое право.

В российской правовой системе все отрасли функционально взаимосвязаны. Их различие обусловлено характером регулируемых ими отношений, а также необходимостью выбора специальных правил, методов и приемов для их регулирования.

Закон для чайников — 6-я система права (часть 2)

Отмечается, что учреждения и организации, имеющие право на получение копий из законного депонирования, не могут напрямую предъявлять иски издателям на получение копий соответствующих публикаций.

По мнению сторонников данной позиции, рассматриваемое право не является гражданским правом и не может быть защищено способом, установленным для защиты гражданского права.

Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
Учитывая критерии квалификации гражданско-правовых отношений и их отличие от общественных отношений, с таким подходом трудно согласиться.

Появление указанной обязанности издателя в силу прямого указания закона не доказывает административно-правовую природу этих отношений и не отрицает их как разновидность гражданских отношений.

С другой стороны, административное право отличается от других отраслей права объектом регулирования. Он регулирует управленческие отношения, то есть отношения, возникающие преимущественно в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.

Сфера регулирования административного права охватывает широкий круг общественных отношений, складывающихся в общественно-политической, социально-культурной и экономической жизни страны.

Такие имущественно-стоимостные отношения связаны с организационными отношениями между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения концессии.

Но характер таких организационных отношений определяется полномочиями органа государственного управления, который выдает обязательные для исполнения заказы строительной компании.

Различие между гражданским и административным правом проводится путем определения взаимосвязи между отношениями юридического равенства и отношениями власти и подчинения, а также имущественно-стоимостными и организационными отношениями.

В отличие от отношений юридического равенства участников гражданских отношений, которые участвуют в них по своей воле и осуществляют свои частные права по своему усмотрению, административные правоотношения возникают между государством и гражданами в сфере государственного (публичного) управления, когда субъект власти осуществляет публичную компетенцию государственного органа в целях реализации публичного интереса. Соответственно, между гражданами и государством формируются отношения власти-подчинения.

Автор вопроса: Артемьев Л. Создано: 27.07.22

В более близких к Казахстану странах бывшего постсоветского пространства, и главным образом в России, административное право зародилось и развивалось в основном под влиянием Западной Европы. Как и в Западной Европе, административное право началось с полицейского права, и его генезис связывают с началом 19 века. 27.07.22

В теории административного права существуют различные точки зрения на концепцию административной ответственности. Одним из них является концепция «санкционированной» административной ответственности. О. М. Якуба определяет это понятие как ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления и, в определенных законом случаях, перед судом (судьями), а также перед общественными организациями за виновное нарушение публично-административных и правовых норм, выражающаяся в применении к правонарушителям установленных административных санкций.

Предприниматели, как субъекты рыночной экономики, участники гражданского оборота, в первую очередь подлежат гражданско-правовой ответственности, которая представляет собой установленные гражданским законодательством правовые последствия за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписанных обязанностей и обязательств. Гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю в отношении другого лица (кредитора) или государства установленных законом или договором мер воздействия, вызывающих для него отрицательные имущественные (финансовые) последствия в виде уплаты неустойки, компенсации, изъятия имущества, возмещения вреда.
Для возникновения реальной ответственности необходимо наличие всех трех предпосылок, причем именно в таком порядке. Во-первых, должно быть положение, устанавливающее обязательство и санкцию за его невыполнение. Затем может возникнуть фактическая основа — правонарушение.

Разграничение административного и гражданского судопроизводства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции

В силу общего правила, изложенного в части 1 статьи 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.

Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.

В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.

В настоящее время судебная практика исходит из того, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Исходя из изложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу о том, что поступившее к нему в порядке административного судопроизводства заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, обязан самостоятельно при решении вопроса о его принятии руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регламентируют процедуру рассмотрения таких исков, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *