Буллинг учителей в школе: как бороться?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Буллинг учителей в школе: как бороться?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно статье 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», каждый ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Это же касается защиты от различных форм физического, психологического насилия, оскорбления, здоровья и охрану жизни.

Права и обязанности участников учебного процесса

В другой статье этого же закона идет речь об обязанностях педагога. В них входит соблюдение правовых, нравственных, этических норм. Он должен в полной мере соблюдать требования профессиональной этики, уважать обучающихся, а именно их честь, достоинство. Не исключением являются и другие участники образовательного процесса.

Внимание! Кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их достоинство, публично унижать, наказывать, используя негуманные способы — на все это права учитель не имеет. Если имеет место дисциплинарное нарушение, то руководствоваться в принятии решений педагог должен Уставом школы. Подобные вопросы решаются с родителями, администрацией учебного заведения.

Буллинг учителей учениками

Педагоги отмечают низкий статус профессии в современных реалиях и отсутствие уважительного отношения среди учеников и их родителей. Особенно остро с такой проблемой сталкиваются учителя, работающие с детьми переходного возраста (старше 12 лет). Буллинг в адрес учителей выражается в разных формах, но основной фактор, провоцирующий психологическую агрессию со стороны учеников (особенно подростков) — мягкость педагога и отсутствие ответной реакции.

Виды буллинга учителей

  • Вербально выражаемая травля учителей. Является самым распространенным видом буллинга со стороны учеников. К нему относятся оскорбительное вербальное общение, грубость, откровенное хамство, издевки.

Безусловно, буллинг не может положительно сказываться на учебном процессе. «Это всегда травма. Чувство неуверенности, усталости, быстрое выгорание часто сопровождают подобные процессы. Кроме того, дети концентрируются на травле, чувствуют безнаказанность и сплочение, и общая успеваемость класса падает на глазах», — комментирует Мария Свир.

«Очень непросто, когда человек вынужден идти на работу, как на войну. К тому же травля, как и любая нестандартная ситуация, отвлекает учителя и учеников от самого учебного процесса, что не может не сказаться на успеваемости», — добавляет Александра Черкашина.

Еще одно опасное последствие затянувшейся травли — может возникнуть ответная агрессия к ученику, с куда более тяжелыми последствиями. Широкий резонанс вызвал скандал в одной из школ Санкт-Петербурга. Учительница матом накричала на ученика, попытавшегося пройти в туалет для младшеклассников. Инцидент попал на видео, учительница получила выговор, проводится служебное расследование. При этом отец школьника рассказал, что ребёнок вывел педагога не в первый раз, и провоцирует учителей «регулярно и изощренно». Кроме того, по словам родителей школьников, ранее у мальчика произошел конфликт с мужем этой преподавательницы, который работал учителем там же. В итоге у мужчины случился инфаркт, и он умер.

Как бороться с учительским буллингом?

По словам Анастасии Поповой, первое и главное правило в борьбе с буллингом — фиксировать прецеденты такого поведения. Лучший способ — вести аудиозапись. «Такой способ фиксации более предпочтителен, поскольку видеозапись можно вести только с согласия присутствующих. Важно доносить о случаях неподобающего поведения со стороны педагога. Здесь работает правило “кто первый пожаловался, тот и прав”, потому что молчание — знак отсутствия претензий. Первое, что может сделать родитель, — обсудить ситуацию с преподавателем, например в чате мессенджера. Переписка может стать доказательством систематичности неподобающего поведения педагога в случае повторения ситуации. Если педагог не реагирует — жаловаться руководству школы, при необходимости в письменной форме. Если руководство никаких мер не предпринимает, то жаловаться в органы образования, что школа никак не реагирует на происходящее», — прокомментировала юрист.

Что будет, если ребенку не помогать

  • Понизится самооценка. Ребенок чувствует себя малозначимым, сомневается в своих силах и способностях. Иногда теряет свое мнение совсем.
  • Учиться становится все сложнее, а результат хуже. Факт, доказанный исследованиями – чем больше стресс-факторов, тем хуже усваивается информация и меньше креативность.
  • «Плохое поведение» не преодолевается, а становится «стойким»: особенно если внимание можно получить только таким образом. Или же как месть взрослому за постоянные атаки с его стороны.
  • Ситуация не дает полезных стратегий коммуникации, а лишь стратегии выживания. Нужно ли выживать там, куда пришел учиться?
  • Возникают суицидальные мысли (не у всех, но иногда неожиданно, например, у отличницы, которая не является мишенью, а применяет стратегию 3).
Читайте также:  Заполнение платежного поручения по налогам в 2022 году

Как проявляется учительский буллинг?

Учителя почему-то считают, что они вправе называть детей «идиотами», «недоумками», изо дня в день, внушая им, что «они ни на что не годятся», что «ничего в жизни не добьются».

Это такой способ мотивировать детей хорошо учиться по своему предмету?

Тогда учитель расписывается в своей полной профнепригодности, потому что — это известно всем — унижение и оскорбления никогда не приводят к повышению мотивации.

Но какой же тогда смысл в этом действии?

Только в желании получить дисциплину и подчинение. Учитель морально угнетает детей.

Разумеется, класс, который постоянно сталкивается с подобным, свыкается с оскорблениями в свой адрес. Никто не пытается сопротивляться. И самое печальное, что у детей и подростков вырабатывается определённая модель поведения в данной ситуации: «взрослый прав, даже когда он совершенно не прав, но не стоит ему перечить, а то будет ещё хуже». Часто эту мысль озвучивают родители, призывая своих детей… «потерпеть». Родители не хотят проблем для своего ребёнка, не хотят, чтобы учитель вымещала на нём свою злость, так как не собираются переводить ребёнка в другую школу. Их в этой школе всё устраивает.

И родителей можно понять. Они судят по своему школьному опыту, поэтому не хотят, чтобы именно их ребёнок стал «козлом отпущения» в классе. Пусть уж лучше весь класс прессуют, чем их сына или дочь. Но они не осознают, что утверждая это, они предают своего ребёнка, оставляют его один на один с проблемой, которая может разрастаться. И их ребёнок в любой момент при такой учительнице может стать жертвой травли. А ребёнок, взяв на вооружение этот тезис, не станет жаловаться родителям на учителя и будет воспринимать уже личные нападки на себя как норму. И всё это может продолжаться годами.

В результате учительского буллинга у ребёнка падает самооценка, ему не интересен предмет, он скатывается в учёбе. Ребёнок, которого постоянно шпыняют, теряет интерес ко всему.

Что делать при учительском буллинге

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей.

Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия.

Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Что же делать в ситуации, если ученик оскорбляет и унижает учителя? Как правильно поступить в подобной ситуации? Конечно, самое главное нельзя опускаться до уровня обидчика и пытаться отомстить его же методами. Не надо в ответ оскорблять ученика. Потому что, как сказано выше, ученик от ответственности уйдет, а вот учителю может достаться по полной программе.

Что может сделать обиженный учитель? Поставить в известность о случившемся родителей ребенка, а также руководство школы. Не стоит пытаться решить проблему один на один. Надо попробовать коллективно разобраться в случившемся. Можно собрать по этому поводу педагогический совет. В итоге ученик должен попросить прощения у педагога.

Если это не единичный случай подобного рода, возможно что стоит обратить на этого ребенка более пристальное внимание. Может быть есть необходимость, чтобы с ребенком поработали психологи и социальные педагоги. Ведь если не пресечь такое поведение в начальной стадии, дальнейшее развитие событий может быть абсолютно непредсказуемым.

Это наиболее часто применяемые и, в то же время, достаточно лояльные методы воздействия. Если ситуация не очень запущенная, они вполне могут помочь исправить сложившееся положение.

Советы о том, куда обращаться если сайт оказался мошенническим.

А тут особенности банкротства МУП.

Ребенок и его одноклассники провоцируют конфликт

Но может быть и так, что ребенок на самом деле вовсе не невинная жертва. Некоторые дети сами травят учителей. Учитель может срываться вовсе не без причины. Конечно, это в любом случае непрофессионализм, но нужно иметь в виду, что подростки не ангелы. И не стоит как говорить, что взрослые всегда правы, так и защищать ребенка, не разобравшись в ситуации. Обратите внимание на следующее:

  • Вы слышали, как ребенок с друзьями пренебрежительно отзывается об учителе. Или даже по-хамски и оскорбительно.
  • До вас дошла информация о какой-то издевке, которая вывела учителя из себя.
  • Ваш ребенок вообще склонен к манипуляциям и часто обвиняет других, чтобы снять с себя вину.
Читайте также:  Оспорить увольнение: когда это удастся работнику

Если претензии к учителю есть у всего класса, то проблема, скорее всего, в нем. Сменить учителя иногда бывает сложно, но обычно администрация школа идет на уступки, чтобы не было скандала.

  • Вначале поговорите с классным руководителем. Если он не хочет вникать или отправляет вас к директору — запишитесь на прием.Это демонстрация вашей доброй воли и нежелания идти на конфликт.
  • Приведите конкретные примеры, по которым вы бы хотели заменить учителя.
  • Если вам предлагают конфликтную комиссию, соглашайтесь. Директор не может снимать учителей по первой просьбе родителей — так вся школа сойдет с рельсов.
  • Постарайтесь уладить конфликт на переговорах в комиссии. Если вы уверены в том, что все бесполезно, скажите директору, что вы будете вынуждены действовать официально.
  • Напишите директору письмо на официальную почту. Обязательно перечислите претензии и выразите просьбу сменить учителя. В идеале это сделать на бумаге, подписать у других родителей класса, отсканировать и отправить.

После травли: не извиняться, а решать проблемы

Стратегия KiVa, на мой взгляд, особенно хороша тем, что предлагает множество относительно простых действий, способных предотвратить весьма негативное явление. Думаю, и в США педагоги также могли бы извлечь немало пользы, взяв на вооружение ключевые элементы программы KiVa.

Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что порой поведение, похожее на травлю одноклассников, наблюдалось и в тех американских школах, где мне доводилось работать, но тогда я просто толком не знал, что с этим делать. Полагаю, всем учителям следовало бы постоянно обсуждать с учениками проблему жестокого отношения к другим, а также то, как этому можно противодействовать.

Еще я думаю, что не помешало бы и у нас тоже ввести систему, позволяющую реагировать на жалобы учеников. Обычно я разбирался с конфликтами, лишь когда видел, что ситуация вышла из-под контроля. Возможно, имеет смысл завести в каждом классе специальный ящик для сообщений, подобный папке KiVa в финских школах, чтобы ученики могли своевременно рассказывать учителю о трудностях, возникающих при общении.

— Согласно правилам KiVa, если человек не хочет извиняться, то никто не будет от него этого требовать, — говорит учитель Паула Хаву. — Потому что, когда тебя заставляют просить прощения из-под палки, извинения часто бывают неискренними. Вместо этого мы предлагаем детям сосредоточиться на сути проблемы, на своем собственном поведении и на том, какой выход можно найти из создавшегося положения.

Задним умом я понимаю, что главной моей ошибкой в подобных ситуациях было то, что я делал акцент на извинениях, тогда как следовало искать пути решения конфликтов. Обычно я призывал учеников извиниться и забыть о неприятной ситуации, но редко задумывался о позитивных действиях, которые они могли бы предпринять. В Финляндии поступают очень мудро и дальновидно, записывая предложения сторон и назначая затем контрольную встречу.

В самом начале травли

Детям с самого начала надо помогать уходить от конфликта. При вербальной агрессии — отшучиваться, парировать (в детсаду и первом классе — явное преимущество у того, кто владеет массой отговорок вроде «я дура, а ты умная, по горшкам дежурная» или «первые горелые, вторые золотые»). Спокойствие и острый язык (осторожно! без оскорблений!) — весомое преимущество, особенно когда физические силы неравны.

Если что-то отнимают и убегают, никогда не бросаться в погоню — на то и весь расчет. А для того чтобы не бросаться в погоню, не стоит носить в школу ничего ценного и милого сердцу. Диапазон мер, если вещь отобрали, — от простого «отдай» до жалобы взрослым и родительских переговоров о возмещении ущерба. Отдельно надо учить детей как жаловаться: не ныть «А что Иванов у меня ручку взял!» — а попросить: «пожалуйста, дайте мне запасную ручку, мою унесли».

Девятилетний Федор на голову ниже других одноклассников и на год младше. Драки — это не для него: прибьют и не заметят. Мама разработала с Федором целую стратегию защиты. Если дразнят — отшучиваться, если отнимают что-то — предлагать самому: возьми, у меня еще есть. Если нападают — предупреждать: отойди подальше, перестань, мне это не нравится, ты делаешь мне больно. Уходить. Удерживать агрессора, если это физически возможно. Искать небанальные решения: поднять крик или окатить водой (за это тоже влетит, но меньше, чем за разбитую бровь или сотрясение мозга). Наконец, если применение силы неизбежно — ударить после предупреждения «я тебя сейчас ударю», желательно при свидетелях. Федор справился: бить его перестали, зауважали.

Унижаемому — не принимать всё на за правду и на своё счёт. Это просто слова, который говорят об эмоциональном состоянии того, кто их произнёс. Но если Вас всё-таки задело, значит, что-то в Вас откликается на эти слова и действия нападающего. Речь не о том, что нужно воспринимать буквально то, что сказал обидчик. Нужно проанализировать эмоции, которые вызвала ситуация. Например: учитель говорит Вам, что Вы никогда не научитесь нормально говорить по-английски. Если Ваша самооценка адекватна, то Вы воспримете эти слова просто как эмоциональное субъективное мнение человека, который, может, вообще не является для Вас авторитетом. Причём сказанные в не самом лучшем расположении духа. Ведь известно, что люди, у которых всё хорошо в жизни, другим гадостей не говорят и не делают.

Читайте также:  Где хранится завещание и как его найти

Но если Вас всё-таки задело, то нужно спросить себя «Почему?». Ответы могут быть разные: «А вдруг всё так и будет? И я не смогу оправдать ожидания родителей?» или «Я хуже всех. Все будут с меня смеяться. Я останусь неудачником» и т.п. Уже даже в этих примерах видны истинные корни проблемы: ожидания родителей или страх быть непринятым обществом. Спрашивайте себя , почему Вы этого так сильно боитесь. Разыграйте себе ситуацию, в которой всё так и происходит: Вы не выучили английский. Вы неудачник. Проживите в фантазиях это полностью. А потом вернитесь в реальность и подумайте, неужели всё так, как Вы рисуете себя в Ваших фантазиях? Ищите несоответствия. Убеждайтесь, что это Ваше заблуждение, которое Вы сами раскрутили с подачи человека, который Вас унизил. А еще подумайте: зачем этот человек это сделал. Ему от этого что? В любом случае, задавайте себе вопросы и думайте. Никто за Вас эту работу не сделает.

Теперь о человеке, который унижает. Ситуаций в жизни много. Нас здесь интересуют только те, которые происходят в учебном классе и со стороны педагога. Уважаемый учитель, если Вы унизили ученика, то извинения всегда помогают обоим. Далее стоит понять, почему Вы это сделали, чего Вы так боялись, почему хотели быть выше ученика? Принцип работы такой же, как и с тем, кого унизили. Задавайте себе вопросы и честно отвечайте. Вопросов будет много, один за одним. Например: Почему я обозвал его? Что я почувствовал, когда обозвал его? Разве он….? Почему я так решил? Я знаю об этом ребёнке абсолютно всё? Почему я позволяю себе обзывать человека таким….? Почему я ставлю себя выше него? Я имею право унижать человека? Я считаю себя «лучшим», а другие «хуже» меня? Почему? Я лучше других во всём? Получается, что что-то у меня получается лучше, а что-то хуже? Т.е. как и у всех? Т.е. я такой, как и все? А почему я позволяю себе чувствовать себя лучше, унижая другого? Почему мне нужно показывать своё превосходство над другими? После того, как причина найдена, нужно простить себя. Если начнёте себя обвинять, то обязательно получите наказание, ведь там, где есть вина — будет и наказание. Себя нужно понять, а затем подумать, какой урок Вы получили благодаря этой ситуации и изменить линию поведения, чтобы подобных эпизодов больше не происходило.

Ответственность педагога

Каким должен быть учитель? Грамотным, добрым и с уважением относиться к своим подопечным. В прежние времена были такие учителя. А сейчас их становится все меньше и меньше. Педагог способен сорваться на ребенке из-за плохого настроения или унизить того из-за внешнего вида или неподготовленного домашнего задания.

В том случае, если его вину докажут, учитель понесет ответственность. Какой она может быть?

  • Дисциплинарная. Директор или РОНО после разбирательства вправе уволить учителя, позволяющего себе хамское отношение к детям.

  • Административная. Вредной учительнице придется заплатить определенную сумму за унижение ученика. От 10 000 до 30 000 рублей. Это административный штраф за оскорбление чести и достоинства ребенка.

  • Кроме того, родители пострадавшего вправе требовать в суде компенсации морального ущерба. И ее размер озвучивается ими самими в данном случае.

У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью

А именно:

  • Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
  • Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
  • Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
  • Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
  • Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
  • Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *