Система управления охраной труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система управления охраной труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 “Методические рекомендации СУОТ”. В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления. Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.

Какие документы по СУОТ должны быть в организации?

  • Приказ об утверждении Положения о системе управления охраной труда.
  • Положение о системе управления охраной труда.
  • Приказ об утверждении Политики в области охраны труда.
  • Политика в области охраны труда.
  • Программа действий по улучшению условий и охраны труда.
  • Комплект нормативно-правовых актов с требованиями охраны труда.
  • Приказ о проведении внутреннего аудита СУОТ.
  • План проведения внутреннего аудита СУОТ.
  • Отчет о результатах внутреннего аудита СУОТ.
  • Журнал регистрации отчетов по внутренним аудитам СУОТ.

Комментарий к ст. 217 ТК РФ

1. Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).

Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.

Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

Читайте также:  НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы

4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.

Глава 6.Взаимоотношения. Связи

26. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии: со структурными подразделениями организации (далее – структурные подразделения) в пределах их полномочий установленных системой охраны труда и других локально нормативных правовых актов, с первичной профсоюзной организацией независимо от наличия у нее статуса юридического лица либо уполномоченными лицами по охране труда работников предприятия; с органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда, органами государственного управления охраной труда на республиканском, отраслевом и региональном уровне в пределах предоставленных им прав и полномочий, с профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов (далее – профсоюзы), службой охраны труда вышестоящей организации, медицинскими организациями, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими другими организациями и учреждениями в соответствии с законодательством.

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Для чего необходимо внедрять систему управления охраны труда?

Внедрение СУОТ позволяет правильно организовать деятельность и сделать ее результативной. Долгое время все действия по достижению каких-либо результатов в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда сводились лишь к осуществлению контроля соблюдения установленных требований и применения штрафных санкций в случае выявления нарушений. Но нельзя только за счет проведения проверок исключить травматизм или предотвратить профзаболевания. Должен быть создан целый комплекс мероприятий, в котором контроль соблюдения требований является лишь одним из его элементов.

Можно проводить бесконечное множество проверок выполнения требований, но, если не анализировать причины возникающих несоответствий и не разрабатывать мероприятия по их устранению, не устанавливать цели по улучшению и не достигать их показателей, это не приведет к желаемому результату.

Необходимо уйти от функций администрирования, которые направлены на тотальный контроль соблюдения требований, и внедрить механизм, позволяющий комплексно управлять деятельностью, как единой системой взаимодействующих элементов, и постоянно улучшать ее показатели.

Безусловно, поддерживать идеологию о соблюдении правил безопасной работы, которой должен проникнуться каждый сотрудник, и обеспечивать функционирование СУОТ в организации должен работодатель. Ведь именно за ним остается выбор: «прикрываться бумажками» при проверках, осуществляемыми государственными надзорными органами, или в действительности повышать эффективность и результативность деятельности в области охраны здоровья сотрудников и обеспечения безопасности труда!

Структура службы охраны труда

В соответствии с п.19 Рекомендаций структура службы формируется в соответствии:

— с учетом организационной (штатной) структуры; — специфики вида деятельности предприятия (организации); — наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств);
— особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда; — штатной численности работников у работодателя;
— установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.

Что обязан делать работодатель и отдел ОТ, чтобы обеспечить охрану труда в организации

При выборе мер рекомендуется опираться на Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

В целом руководители совместно со специалистами службы должны придерживаться пунктов ст. 212 ТК РФ, в которой установлены следующие обязанности:

Читайте также:  Новый штраф 500 000 рублей за нетрезвое вождение – когда вступает в силу?

Список мероприятий может пополняться. Если у компании нет финансовых затруднений, охрана труда на предприятии может предполагать проведение дополнительных мероприятий для поддержания здоровья сотрудников. Например, возможна организация санаторно-курортного лечения за счет работодателя, проведение внеочередных обследований в клиниках и т.д.

Ответственность за нарушение охраны труда

Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.

Структура управления охраной труда

Структура управления охраны труда представляет собой определенное строение, внутреннее устройство охраны труда.
Таким образом, данное понятие направлено на организационное взаимодействие, в том числе нацеленное на сферу сохранения жизни и здоровья работников, соответствующих определенным условиям конкретного вида экономической деятельности.

В рамках данного этапа развития законодательная нормативная база в сфере охраны труда характеризуется сферой государственного регулирования. Формирование данного направления осуществляется на основании сферы государственного контроля, при этом правовые нормы характеризуются в данной сфере превентивными мерами, которые направлены на сферу сохранения жизни и здоровья, в том числе в сфере предотвращения нарушений законодательства.

Распределение обязанностей между работниками в сфере охраны труда

В целях обеспечения функционирования СУОТ обязанности по охране труда в организации не могут быть возложены только на службу охраны труда, так или иначе в этом процессе задействуются все работники. В первую очередь, для всех работников установлены обязанности соблюдать требования охраны труда и применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

Что касается обеспечения безопасных условий и охраны труда, кроме руководителя организации, участвовать в этом приходится его заместителям, начальникам подразделений или другим должностным лицам. Насчет того, как распределить обязанности между должностными лицами, есть рекомендации в Типовом положении. Так, согласно его п. 17 при распределении обязанностей работодателя, установленных ст. ст. 15, 76, 212, 213, 217, 218, 221 — 223, 225 — 229.2, 370 ТК РФ, и работника (ст. ст. 21 и 214 ТК РФ) в сфере охраны труда рекомендуется использовать уровни управления, а именно уровни:

  • производственной бригады;
  • производственного участка;
  • производственного цеха (структурного подразделения);
  • филиала (обособленного структурного подразделения);
  • службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
  • организации-работодателя в целом.

Задачи и функции службы охраны труда в организации

Основные задачи службы охраны труда в организации, а также ее основные функции перечислены в п. 13 Рекомендаций. Это:

  • обеспечение выполнения требований охраны труда,
  • профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма, профзаболеваний,
  • организация мероприятий по улучшению условий труда,
  • контроль за соблюдением требований законодательства об охране труда, а также локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда — коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений и т.д.,
  • информирование и консультирование по вопросам охраны труда работников и руководителей структурных подразделений организации,
  • изучение и распространение передового опыта в области охраны труда,
  • проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.

СТП 581-6.7-001-2006 СУОТ. Руководство по системе управления охраной труда.

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов. Работодатели должны создавать и обеспечивать функционирование СУОТ независимо от размера организации (ст. 212 ТК РФ).

СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:

  • контролировать опасные производственные факторы;
  • управлять производственными рисками;
  • предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;
  • минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;
  • создать интегрированную систему менеджмента.

Система управления охраной труда состоит из основных элементов:

  • политики;
  • организации;
  • планирования и применения;
  • оценки;
  • действий по совершенствованию.

Политика по охране труда должна быть изложена в письменном документе, согласованном с работниками и их представителями. Участие сотрудников является важнейшим элементом СУОТ на предприятии. Общая ответственность за охрану труда ложится на работодателя, распределяющего ее между руководителями среднего звена. Руководители, в свою очередь, должны обладать определенной компетенцией в вопросах охраны и безопасности труда, чтобы выполнять порученные им обязанности.

Читайте также:  Компенсация проезда неработающим пенсионерам-северянам. Вопросы-ответы.

Документацию по охране труда нужно вести аккуратно и актуализировать по мере необходимости в зависимости от масштаба и профиля предприятия. Подобная информация должна доводиться до сведения работников и быть доступной в любое время. Документация может охватывать:

  • политику по охране труда;
  • распределение обязанностей по охране труда;
  • главные опасные факторы и риски, средства их предотвращения и контроля;
  • учет мероприятий по охране труда;
  • перечень производственных травм, ухудшений состояния здоровья, профессиональных заболеваний работников и соответствующих несчастных случаев;
  • нормативы и правила охраны труда;
  • учет вредного воздействия;
  • результаты контроля состояния производственной среды;
  • данные обследования состояния здоровья сотрудников;
  • результаты мониторинга;
  • технические и организационные процедуры;
  • инструкции и прочие взаимосвязанные внутренние регламенты.

Еще один ключевой элемент СУОТ заключен в создании внутренних коммуникаций на предприятии для:

  • получения и документирования сообщений, связанных с охраной труда, и надлежащего реагирования на них;
  • передачи информации по охране труда между различными уровнями в структуре предприятия;
  • получения идей и предложений по охране труда от работников и их представителей.

Генеральным директором ОАО «РПЗ»

Система управления охраной труда (СУОТ) — это инструмент, который устанавливает политику и цели организации в соблюдении требований ОТ, а также описывает методы их достижения. По сути, это комплекс документов и мероприятий, которые помогают работодателю последовательно и эффективно сохранять жизнь и здоровье сотрудников, снижать травматизм и развивать культуру безопасности.

По законодательству каждый работодатель обязан создать и внедрить СУОТ у себя в организации. Это означает, что каждый работодатель должен разработать, утвердить и реализовать мероприятия, которые наилучшим образом обеспечат безопасность работников.

Создать и обеспечить функционирование СУОТ работодателя обязывает статья 212 ТК РФ. Помимо этого, согласно ТК РФ, именно работодатель в целом несет ответственность за организацию работ по ОТ и обязан обеспечить своим работникам безопасные условия труда. Выполнить эти обязанности работодателю помогает в том числе создание и внедрение СУОТ.

Основная цель СУОТ — обеспечить сотрудникам организации безопасные условия труда и снизить травматизм до нуля. Достичь этой цели одномоментно нельзя, это длительный процесс, поэтому в положении о СУОТ указывают промежуточные цели. Их можно реализовывать последовательно или параллельно — в любом случае они должны приближать основную цель.

В этой связи в положении также указываются промежуточные цели, последовательная реализация которых приближает итоговую цель — нулевой травматизм. Количество установленных целей зависит от специфики деятельности организации.

Если говорить более предметно, то у СУОТ есть следующие цели:

  1. обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений, в ходе технологических процессов, при работе с инструментами, оборудованием, сырьем и материалами
  2. создать на каждом рабочем месте условия, соответствующие требованиям охраны труда
  3. организовать контроль за условиями труда на рабочих местах
  4. провести специальную оценку условий труда (СОУТ)
  5. информировать работников об условиях и безопасности труда на их рабочих местах, о риске повреждения здоровья на работе и о том, какие им положены гарантии, компенсации и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Действие ТК РФ, который регламентирует все, что касается СУОТ, распространяется на отношения работника и работодателя. Поэтому СУОТ должна быть в каждой функционирующей организации, в которой есть нанятые сотрудники. Каждый работодатель должен разработать СУОТ и положение о СУОТ, а также выпустить приказ об утверждении положения о СУОТ до того, как начнет нанимать сотрудников.

Приказ об утверждении положения о СУОТ — это документ, который выпускает работодатель после того, как положение о СУОТ готово и согласовано с работниками или уполномоченными ими представительными органами.

Система управления охраной труда повышает безопасность сотрудников

Мы уже упомянули ТК и его отдельное положение (статью). Согласно этому положению, обеспечение безопасных и комфортных условий труда – обязанность абсолютно любого работодателя. Именно поэтому внедрение системы управления охраной труда – не добровольная, а обязательная мера. Но у нее есть весомое преимущество – повышение уровня безопасности сотрудников и создание комфортных условий труда. Так, необходимость позволяет достигнуть очевидной цели – повышение уровня безопасности сотрудников.

Для достижения этой цели (повышение безопасности труда) управленческие структуры могут и обязаны:

  • проводить обучение сотрудников основам охраны труда;
  • проводить инструктажи по охране труда;
  • обеспечивать регулярное и своевременное проведение СОУТ и т. п.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *