Неуплата налогов: кого могут привлечь к уголовной ответственности в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неуплата налогов: кого могут привлечь к уголовной ответственности в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За уклонение от уплаты налогов привлечь к ответственности могут не только предпринимателей и юридические лица, но и самозанятых, а также физических лиц в части налогов, которые он должен платить самостоятельно (например, в случае продажи или сдачи в аренду недвижимости, выигрыша в лотерею и пр.).

В каких случаях бизнес привлекают к уголовной ответственности по налоговым правонарушениям

Неприятные последствия могут наступить в 2 случаях:

  1. Если предприниматель или организация умышленно подают заведомо ложные или неверные данные, в результате чего уменьшают размер выплат в бюджет. Например, часть доходов проводят мимо кассы и не указываю в декларации, завышают величину расходов на УСН «Доходы минус расходы» и пр.
  2. Когда вообще не платят налоги, сборы и взносы, не сдают декларации и другие виды финансовой отчетности. Такое бездействие с точки зрения закона тоже является правонарушением.

Выводы и рекомендации

  1. Неуплата налога в бюджет может привести к крайне неприятным последствиям как для самого налогоплательщика, так и для его должностных лиц, включая финансовые, репутационные потери, а также уголовную ответственность.
  2. Организациям и ИП следует регулярно (не реже одного раза в месяц) проводить сверку расчетов с налоговым органом, а также сохранять подтверждающий отсутствие расхождений документ, во избежание налоговых претензий к текущему периоду в последующих.
  3. Узнать, что налог не уплачен и определить сумму налога, возможно путем направления официального запроса в налоговый орган либо в личном кабинете налогоплательщика или на сайте «Госуслуг».
  4. Если вами все-таки выявлена налоговая задолженность, то следует в первую очередь разобраться, чья в этом вина (ваша или налоговиков), а затем либо уплатить налог и пени, либо обжаловать сложившуюся ситуацию.

Непредставление или нарушение правил предоставления данных для контроля

Статьями 126 и 129 НК РФ предусмотрены основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление сведений, необходимых для проведения налоговой проверки, или же документации, на основании которой был произведен расчет налогооблагаемой базы.

При несоблюдении срока представления истребуемой документации, законодательством предусмотрен штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. За полный отказ от представления истребуемой документации или же за представление заведомо недостоверной информации штраф составит 10 000 рублей. За подобное нарушение со стороны подконтрольной иностранной организации, штраф составляет 100 000 рублей.

Если налогоплательщик проигнорировал запрос налогового инспектора и не отправил запрашиваемый комплект документов или пояснений, то организации грозят штрафы в размере:

  • 5 000 рублей при единичном нарушении;
  • 20 000 рублей при повторном нарушении в течение одного налогового периода;
  • 5 000 рублей за непредставление или представление заведомо искаженной информации в отношении контролируемых сделок;
  • 50 000 рублей за непредставление или представление заведомо искаженной информации по факту участия налогоплательщика в иностранных компаниях — штраф налагается отдельно за каждое иностранное юридическое лицо;
  • 100 000 рублей за непредставление или представление заведомо искаженной информации в отношении контролируемых сделок с иностранными компаниями — штраф накладывается за каждую подконтрольную иностранную организацию.

Налоговые льготы и вычеты

Налоговые льготы — это преимущества в области налогообложения, предоставленные отдельным категориям граждан, например, инвалидам I и II группы, пенсионерам, ветеранам боевых действий, Героям Советского Союза, Героям РФ и другим. Они заключаются в освобождении отдельных доходов от налогообложения, налоговых вычетах и предоставляются по НДФЛ, земельному и транспортному налогам, налогу на имущество физлиц.

Точный перечень льготных категорий граждан зависит от вида налога, а также особенностей налогообложения на региональном уровне. Для получения льготы по имущественным налогам нужно подать соответствующее заявление в налоговый орган. При наличии всех необходимых сведений в инспекции, льгота может быть предоставлена и без подачи заявления. Для получения стандартных налоговых вычетов у работодателя необходимо представить письменное заявление и документы, подтверждающие право на них. При оформлении вычетов через инспекцию, подается декларация по форме 3-НДФЛ и подтверждающие документы», — говорит Сергей Гебель.

По словам Оксаны Васильевой, например, по НДФЛ предусмотрены следующие налоговые вычеты:

  • стандартный — для льготных категорий граждан;

  • социальный — на лечение, обучение, занятие спортом и т. д.;

  • инвестиционный;

  • имущественный — при приобретении жилья.

Несвоевременная уплата налога

Налоговая ответственность за погашения обязательств перед бюджетом является основным видом санкций, выраженных в наложении штрафов, взыскании пени. Уплата санкций не освобождает лицо от погашения суммы налога.

Наказание осуществляется в соответствии со ст.122 НК РФ, предусматривающей наложение штрафа в размере 20% от суммы недоимки, увеличиваемый вдвое при наличии умысла. Для реализации положений статьи необходимо доказать:

  • Занижение базы для налогообложения, повлекшая уменьшение суммы к уплате.
  • Неверное начисление налога.
  • Бездействия или действий, в которых просматривается умысел налогоплательщика.

Существуют ситуации, при которых ввиду отсутствия состава налогового нарушения доказать намеренную неуплату будет сложно. При уплате налога на неверные реквизиты, КБК, нестыковки других данных платежного документа штраф по факту неуплаты оспаривается. КБК платежей по недоимке, пени и штрафам отличаются.

Виды ответственности в соответствии с Законом

Не смотря на то, что многие налогоплательщики считают обязанность платить налоги и другие платежи и сборы второстепенной, законодательно такой процесс регламентирует как Налоговый, так и Уголовный Кодекс. Поэтому помимо лёгкого штрафа, в случае неуплаты налогов в особо крупных размерах, физическое или юридическое лицо может понести и уголовную ответственность.

Виды ответственности за неуплату налогов:

  • Административная ответственность. Подразумевает, что человеку придется заплатить штраф за неоплату налога, а также погасить имеющееся у него задолженность в полном объеме;
  • Налоговая ответственность. Она чем-то схожа по сущности с административной ответственностью, поскольку в таком случае налогоплательщик обязан будет в полном объеме погасить долг по налогам, а также уплатить начисленные на него штрафы и пеню за каждый день просрочки;
  • Уголовная ответственность. Этот вид ответственности уже подразумевает по степени тяжести наиболее серьёзное финансовое нарушение, в частности, мошенничество, неуплату налогов в особо крупных размерах и т.д. При уголовной ответственности налогоплательщик может быть лишен свободы, в частности, взят под стражу до выяснения обстоятельств дела, а также принудительно будет привлечен к необходимости компенсировать ущерб государству и другим субъектам.

Также необходимо понимать, что ни один вид ответственности не освобождает субъекта от необходимости погасить свой долг. Даже если виновный понесет наказание, и будет взят под стражу, то в обязательном порядке он должен будет и погасить всю имеющеюся задолженность.

Читайте также:  Субсидии на жилье инвалидам в РФ в 2023 году

Но при этом есть интересный факт: любой вид ответственности может наступить лишь тогда, когда налоговый орган вынесет соответствующее решение о точной сумме долга и о том, что налогоплательщик является должником.

Решение такого рода может быть вынесено только по итогу проверки. Каждый обвиненный в налоговом нарушении имеет право обжаловать его, но только в судебном порядке. Суд может вынести или оправдательное решение, или обвинительное.
Необходимо также знать, что в отношении каждого, кто признан виновным, может быть непросто инициирована процедура обвинения и признания, но также процедура и взыскания, которая будет иметь принудительный характер: налоги будут оплачены за счет блокировки расчетных счетов компании, ареста ее имущества, взимания налогов с доходов граждан и т.д.
При этом любой обвиненный налогоплательщик не обязан доказывать в суде или непосредственно ФНС свою правоту и невиновность.

Главная задача представителей налоговой службы как раз доказать вину самого налогоплательщика, предъявив веские основания для такого обвинения.

Представители налоговых органов или суд может принять решение о том, что налоговое нарушение было за счет:

  1. Намеренного умысла, который заключался в полном игнорировании требований ФНС. Примером такого намеренного умысла может стать случай, когда человек, собственник жилья, целенаправленно сдавал свой объект недвижимости, получал доход, но не платил в бюджет налог с полученного дохода;
  2. Неосторожных действий налогоплательщика, который вроде и знал о своих налоговых обязательствах и понимал о последствиях их невыполнения, но при этом по каким-то причинам не смог выполнить в срок такие обязательства перед ФНС. Например, некий Пупкин П.В. сдал квартиру и заключил с арендатором договор аренды, в котором прописал норму о перечислении данным арендатором 13% от суммы аренды в бюджет в качестве дохода. Пупкин П.В. думал, что за него платят налог, но фактически арендатор такого налога не платил.

Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.

В результате, если сумма действительно велика, можно получить и штраф, и крупную пеню (до 100% от недоимок), да ещё и быть привлечённым к уголовной ответственности. Условные 5 миллионов рублей возрастут кратно, отняв ещё и здоровье. У ФНС и следствия много времени на выполнение своей работы. Не сомневайтесь: кто попал в эти жернова, без потерь не останется. Оно вам надо?

Ответственность за неуплату налогов

При выборе мер воздействия на налогового неплательщика суд рассматривает обстоятельства конкретной ситуации и размер ущерба и на основе этого определяет, какое наказание за неуплату налогов физическим лицом назначить. За подобное нарушение привлекают к следующим видам ответственности:

  • материальная. В соответствии со ст. 75 НК РФ, пени за несвоевременное исполнение обязательства по уплате сбора взимается независимо от применение других видов ответственности;
  • административная — в соответствии со ст. 122 НК РФ;
  • уголовная — по ст. 198 — 199 УК РФ.

Ст. 113 НК РФ установлен следующий срок давности привлечения к административной ответственности: три года со дня окончания соответствующего налогового периода. Если налоговая подала в суд за неуплату налога, существует и срок давности взыскания штрафов в судебном порядке — шесть месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате (ст. 115 НК РФ).

В соответствии со ст. 78 УК РФ, срок давности привлечения к уголовной ответственности: два года за совершение преступления небольшой тяжести. К таковым относится и большинство случаев уклонения от уплаты налогов, так как наказание по этим статьям в виде лишения свободы не превышает 3 лет. Если совершившее проступок лицо уклоняется от следствия или уплаты штрафа, течение сроков приостанавливается.

Уклонение от уплаты налогов и сборов вряд ли отвечает признакам незначительности проступка, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, когда возможно освобождение.

Смягчающие обстоятельства по КоАП РФ связаны либо с отношением лица к случившемуся: раскаяние, добровольное участие в заглаживании ущерба, либо с личностью правонарушителя: беременная женщина, несовершеннолетний, тяжелое эмоциональное состояние. Отягчающие связаны с усугублением ущерба, повышением общественной опасности деяния.

В уголовном праве действуют те же принципы при выделении подобных обстоятельств. Стремление загладить вину, раскаяние всегда расценивается как признак исправления и поэтому может рассматриваться как причина для смягчения наказания. Напротив, рецидив, совершение проступка в составе группы и т. д. указывает на опасность лица для общества.

К этому виду ответственности могут привлекаться только должностные лица организаций. Субъектами правонарушения не могут быть частные граждане и ИП – речь идет только о лицах, наделенных функциями распоряжения и управления имуществом, ведения отчетности.

Административной ответственности за неуплату налогов подлежат только должностные лица организаций.

Самыми распространенными административными проступками в сфере налогообложения являются следующие:

  • нарушение сроков постановки на учет в ИФНС. Любая организация обязана встать на учет в налоговый орган в течение 10 дней с момента госрегистрации. Если требование не соблюдено, должностное лицо этой фирмы подлежит ответственности по ст. 15.3 КоАП РФ, что не исключает применения налоговой санкции к самому предприятию;
  • нарушение сроков сдачи отчетности. Проступок попадает под квалификацию ст. 15.5 КоАП РФ. Виновным будет главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возложена функция предоставления декларации в ИФНС;
  • отказ предоставить налоговикам документы. Сущность нарушения – необоснованный отказ плательщика предоставить бумаги, необходимые сотрудникам ФНС для проведения проверки. Административное дело возбуждается и в том случае, если документы были переданы, но несвоевременно или с некорректными данными;
  • серьезные нарушения правил бухгалтерского учета. Несоблюдение положений Закона «О бухгалтерском учете» относительно оформления финансовых документов. В случае некорректного заполнения отчетности в отношении должностного лица возбуждается дело по статье 15.11 КОАП РФ.

Ответственность за налоговые правонарушения

Уголовная ответственность за неуплату налогов установлена ст. 199 УК РФ и наступает за существенные для государства суммы недоимки по налогам. Крупным признается такой размер неуплаты, когда сумма неуплаченных налогов на протяжении трех лет подряд превышает два миллиона рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

При этом в настоящее время возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно только после получения материалов, которые направлены налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В ряде случаев, умышленные действия по уклонению от уплаты налогов могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Данная статья предусматривает ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием и часто используется правоохранительными органами при расследовании дел, например, о незаконном (схемном) возмещении НДС.

Специфика данной статьи заключается в том, что она не требует каких-либо сообщений от налоговых органов, а проверка может начаться на основании рапорта сотрудника правоохранительных органов.

Выводы и рекомендации

  1. Неуплата налога в бюджет может привести к крайне неприятным последствиям как для самого налогоплательщика, так и для его должностных лиц, включая финансовые, репутационные потери, а также уголовную ответственность.
  2. Организациям и ИП следует регулярно (не реже одного раза в месяц) проводить сверку расчетов с налоговым органом, а также сохранять подтверждающий отсутствие расхождений документ, во избежание налоговых претензий к текущему периоду в последующих.
  3. Узнать, что налог не уплачен и определить сумму налога, возможно путем направления официального запроса в налоговый орган либо в личном кабинете налогоплательщика или на сайте «Госуслуг».
  4. Если вами все-таки выявлена налоговая задолженность, то следует в первую очередь разобраться, чья в этом вина (ваша или налоговиков), а затем либо уплатить налог и пени, либо обжаловать сложившуюся ситуацию.
Читайте также:  Как получить пособия и льготы малоимущим семьям в Краснодаре в 2023 году

Что говорит о неуплате налогов УК РФ?

Согласно ст. 198–199 УК, о наступлении уголовной ответственности можно вести речь в случае, когда совершенные лицом деяния были направлены на уклонение от обязательств по уплате налогов/сборов (как полностью, так и частично), если размер недоплаты превышает 10% от общей суммы налога/сбора, подлежащей уплате.

Для назначения наказания физ. лицу в случае его уклонения от уплаты налога размер недоплаченной суммы в крупном размере должен превышать 10% от всей суммы начисленного налога за прошлые 3 года и составлять более 600 тыс. руб. (или 1,8 млн руб. вне зависимости от периода и пропорций).

Особо крупной считается сумма в размере не менее 20% от общего размера начисленного налога за 3 предшествующих года и составляющая не менее 3 млн рублей (либо сумма, превышающая 9 млн рублей вне зависимости от пропорций и периода).

Если же говорить о суммах налогов, неуплаченных юр. лицами, то уполномоченные должностные лица признаются виновными в совершении преступления (уклонении от уплаты налогов в крупном размере), когда сумма недоплаты превышает 10% общей суммы налога, начисленного организации за 3 финансовых года, и составляет более 2 млн руб. (либо более 6 млн рублей вне зависимости от пропорции и периода).

Особо крупной в этом случае считается сумма неуплаченного налога, превышающая 20% от общего размера налога, начисленного за 3 предшествующих финансовых года, и составляющая не менее 10 млн рублей. Также к особо крупным относится недоплаченный налог в размере не менее чем 30 млн рублей, вне зависимости от периода и пропорций.

Что делать, если налог не уплачен в срок

Если по итогам совершения одного из вышеперечисленных действий вами выявлена неуплата налога в срок, в первую очередь следует выяснить ее причину.

Если ошибка допущена вашим сотрудником или непосредственно вами, необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени. Если же по вашим данным расчеты произведены корректно, отражены в представленной в инспекцию налоговой декларации, а налог своевременно уплачен, то в вопросе целесообразно разбираться по следующему алгоритму:

1) Телефонные переговоры с инспектором.

Тут нужно указать инспекции на выявленные расхождения и в устной форме аргументировать позицию, почему вы считаете сумму недоимки или пеней, штрафов неправомерной.

Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.

В результате, если сумма действительно велика, можно получить и штраф, и крупную пеню (до 100% от недоимок), да ещё и быть привлечённым к уголовной ответственности. Условные 5 миллионов рублей возрастут кратно, отняв ещё и здоровье. У ФНС и следствия много времени на выполнение своей работы. Не сомневайтесь: кто попал в эти жернова, без потерь не останется. Оно вам надо?

Непредставление декларации в налоговую

Отчетность физического лица представляется не позднее 1 апреля, по окончании календарного года, в котором возникли доходы.

Случаи обязательного декларирования доходов по форме 3-НДФЛ

Вид поступлений Примечание
Доход, полученный при продаже собственного имущества – квартиры, дома, земельного участка, транспортного средства, нежилой недвижимости Декларация представляется и в случаях, когда после применения вычета отсутствует сумма налога к уплате
Поступление от сдачи собственности в аренду Обязанность не возникает, если арендатор является юридическим лицом и выступает в качестве налогового агента
Доход резидентов, полученный из источников, расположенных за пределами страны В дополнение к 3-НДФЛ о поступлениях на валютные счета налогоплательщик должен отчитываться ежегодно перед ИФНС
Поступление денежных призов в виде выигрыша по лотереям, конкурсам Обязанность отсутствует при удержании организатором сумм НДФЛ с полученных доходов

Пропуск срока представления отчетности влечет наложение санкций согласно ст. 119 НК РФ. Налагается штраф в размере 5% от начисления за каждый месяц, определяемый от срока сдачи в размере, не менее 1 000 рублей. Предельный размер штрафа не может превышать 30% от суммы долга.

Размер пени по транспортному налогу для физических лиц

4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

  • для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

Разберем детали данного пункта:

  1. Размер пени зависит от суммы налога. Т.е. если не оплачена большая сумма, то пеня будет больше, если маленькая, то меньше.
  2. Размер пени зависит от ключевой ставки рефинансирования Центрального банка. Этот пункт усложняет расчет, т.к. ключевая ставка регулярно изменяется. А для расчета нужно использовать именно ту ставку, которая действовала в текущий день.
  3. За каждый день просрочки начисляется пени в размере 1/300 от ключевой ставки.

Для начала несколько слов о ключевой ставке. Выяснить текущее значение этой величины можно на сайте Центрального банка.

История изменения ключевой ставки приведена в следующей таблице:

Дата изменения Новая ставка
26.04.2021 5,0
22.03.2021 4,5
27.07.2020 4,25
22.06.2020 4,5
27.04.2020 5,5
10.02.2020 6
16.12.2019 6,25
28.10.2019 6,5
09.09.2019 7
29.07.2019 7,25
17.06.2019 7,5
17.12.2018 7,75
17.09.2018 7,5
23.03.2018 7,25
12.02.2018 7,5
18.12.2017 7,75
30.10.2017 8,25
18.09.2017 8,5
19.06.2017 9
02.05.2017 9,25
27.03.2017 9,75
19.09.2016 10
14.06.2016 10,5
03.08.2015 11

За что еще накажут по НК

Достаточно часто налоговая ответственность настигает при истребовании налоговиками документов и информации. Это ст. 126 и 129.1 НК РФ. В ходе их применения возникает много спорных моментов.

А вопрос разграничения налоговой ответственности между указанными статьями рассмотрен в материале «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».

Сумма штрафа по ст. 126 НК РФ, казалось бы, четко определена — это 200 руб. за каждый не представленный по требованию контролеров документ. Но как быть, если точное количество бумаг в требовании не указано, а затребованы, например, счета-фактуры за такой-то период? Об определении размера налоговой ответственности в подобной ситуации высказался ВС РФ. С 2017 года налоговики штрафуют компании не только за нарушения НК РФ по налогам, но и по страховым взносам, а также за просрочку и недостоверные данные в новом отчете 6-НДФЛ. Подробности узнайте из наших материалов:

  • «ЕРСВ не сдан, но взносы уплачены — штрафа не будет?»;
  • «Штраф за просроченный ЕРСВ платят тремя платежками»;
  • «Штрафы за 6-НДФЛ: правила наложения».

Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база

Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов.

Читайте также:  ЕДВ на третьего ребенка с 2023 года точная сумма в Ростовской области

Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов.

А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.

Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.

Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.

Предстоящие изменения в ответственности за налоговые и сопутствующие им преступления

18 марта группа депутатов (в основном от ЕР) внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает изменения в Уголовный кодекс, связанные в основном с ответственностью за создание и использование подставных (фиктивных, технических) компаний с целью совершения налоговых преступлений – уклонения от уплаты налогов, а также хищения бюджетных средств под видом возмещения налогов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.06.1996 № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в УК РФ могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии официальных отзывов Правительства РФ и Верховного Суда РФ.

Законопроект получил положительный отзыв Верховного суда. Отзыва Правительства пока нет, но учитывая, что к пакету документов приложено письмо о поддержке законопроекта со стороны ФНС, а также то, что законопроект, несомненно, был разработан правоохранительными органами, можно ожидать в ближайшее время поступления положительного отзыва и от Правительства.

О том, что законопроект готовился в недрах силовых структур, свидетельствует заявление заместителя руководителя СКР в 2020 году: «У нас с коллегами идет дискуссия, чтобы предложить законодателю ввести новый состав преступления – «Налоговое мошенничество».

В 2021 он же сообщал, что «на федеральном уровне работает межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия преступлениям в сфере налогообложения. В нее входят представители СК, МВД, ФНС и Генпрокуратуры.

Мы регулярно вырабатываем общие подходы в борьбе с криминалом в области налогообложения».

Положительные отзывы Верховного суда и ФНС, а также позиционирование законопроекта как инициативы ЕР говорят о достаточно высоких шансах принятия закона. Положительный отзыв Правительства (хотя, возможно, и с замечаниями) сделает их крайне высокими.

В пояснительной записке утверждается, что предлагаемые изменения «направлены на устранение пробелов и неопределенностей уголовного законодательства в сфере ответственности за нарушение налогового законодательства, имеют целью дополнительную либерализацию ответственности в указанной сфере, разделение предпринимательской деятельности и незаконных проявлений в сфере налогообложения». Так ли это, можно сказать только после подробного разбора, им и займемся.

Регистрация субъектов предпринимательской деятельности на подставных лиц

Как известно, статьи 173.1 и 173.2 УК РФ предусматривают ответственность за использование или участие подставных лиц (номиналов) для регистрации юридических лиц. Законопроектом предлагается криминализовать использование подставных лиц для регистрации подставных же индивидуальных предпринимателей. Пробел в этой части есть, согласен.

Предлагается ввести освобождение от ответственности по этим статьям, если лицо добровольно сообщило о преступлении и активно способствовало его раскрытию. Необходимость такой нормы в пояснительной записке объясняется тем, что выявить настоящих организаторов и выгодоприобретателей преступлений сложно.

Для этого надо пройти по цепочке контактов, а рядовые исполнители не заинтересованы сотрудничать с правоохранительными органами: показания, изобличающие соучастников, для раскаивающихся означают повышение тяжести квалификации деяния, т.к. оно может быть квалифицировано как совершенное группой лиц по предварительному сговору.

Норма, полагаю, необходимая, но не исключена вероятность оговоров и споров, т.к. «номинальность» бывает разной степени.

Законопроект предусматривает, что лицо, совершившее деяния, предусмотренные статьями 173.1 и 173.2 УК РФ, освобождается от ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Это означает, что даже если лицо деятельно раскаялось, оно не получит освобождения, если имеет место иной состав. Любой взрослый человек знает, что в нашей стране издавна повелось правило «был бы человек, а статья найдется». Поэтому такое условие может лишить норму эффективности, т.к.

при желании следователь всегда может «найти» сопутствующий состав. Поэтому необходимо уточнить, что лицо освобождается не вообще от уголовной ответственности, а по «указанным статьям», но исключить условие о том, что в действиях лица не должно быть иного состава.

В таком случае лицо будет подлежать ответственности только по этому иному составу, если он действительно имеется.

Фальсификация документов учета и отчетности

Предложено дополнить УК РФ новой статьей 173.3 УК РФ, предусматривающей ответственность за фальсификацию документов бухгалтерского (налогового) учета, бухгалтерской (налоговой) отчетности.

Преступным деянием предлагается считать (процитирую слово в слово из внесенного пакета документов) «изготовление с целью сбыта, представления в налоговые органы документов бухгалтерского и (или) налогового учета, бухгалтерской и (или) налоговой отчетности, содержащих заведомо ложные сведения, сбыт указанных документов либо их представление в налоговые органы, через подставных лиц или с использованием персональных данных, полученных незаконным путем либо путем введения в заблуждения субъекта персональных данных или без его ведома, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере и не содержат признаков преступлений, предусмотренных статьями 159, 1591, 198 – 1994 настоящего кодекса, а равно соучастия в указанных преступлениях»[1].

Такие деяния предлагается считать преступлениями средней тяжести (срок лишения свободы – до 4 лет), а если они совершены организованной группой, либо повлекли причинение особо крупного ущерба или сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере, то тяжкими (срок лишения свободы – до 7 лет).

Столь мудреный текст сразу же наводит на мысль, что для главных бухгалтеров, да и всех, кто имеет дело с учетом и отчетностью, вводится новая и довольно суровая ответственность. Но судя по всему, хотели одного, а получилось «как всегда».

Во-первых, речь идет только о деяниях, не подпадающих под статьи 198 – 199 УК РФ. А они уже предусматривают ответственность за уклонение от налогов путем подачи деклараций с заведомо ложными сведениями.

Во-вторых, ФНС в своем письме подчеркивает важность появления этого состава с целью устранения пробела уголовного законодательства, действующие нормы которого не предусматривают ответственность за такие деяния, осуществляемые для дальнейшего использования фальсифицируемой отчетности в противоправной деятельности.

Что это за противоправная деятельность, узнаем из пояснительной записки к законопроекту: «В настоящее время широкое распространение приобрел вид противоправной деятельности, связанный с фальсификацией налоговой отчетности, осуществленной в интересах третьих лиц за вознаграждение.

Схема преступной деятельности заключается в том, что злоумышленниками приобретаются уставные документы и ключи электронных цифровых подписей организаций, зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых в дальнейшем в налоговые органы предоставляется недостоверная налоговая отчетность, подтверждающая налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков.

За указанные Услуги организаторы противоправной деятельности получают незаконное вознаграждение в виде 2-3% от суммы подтвержденных налоговых вычетов. [… ] По сути подобную деятельность можно охарактеризовать как «лжепредринимательство»[2], то есть создание видимости осуществления законной деятельности для обеспечения налоговых льгот третьих лиц.

При этом организаторы деятельности получают доход в виде незаконного вознаграждения за указанные услуги созданию фальсифицированной налоговой отчетности».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *