Изменения по учету налогов и взносов в государственных учреждениях с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения по учету налогов и взносов в государственных учреждениях с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За счет расходов учреждения начисляется НДС и с передачи имущества на безвозмездной основе. В бухучете применяют счет 401.20. В 15–17 разрядах счета указывают КВР 852, в 24–26-х – код КОСГУ 291. У счета-корреспондента 303.04 код КВР также фиксируют в 15-17 разрядах. Например, при безвозмездной раздаче сувенирной продукции налог начислят проводкой Д/т 852.2.401.20.291 К/т 852.2.303.04.731, его перечисление также зафиксируют увязкой 852 КВР 291 КОСГУ.

Учет операций по счету 68

Большинство операций с НДС осуществляются в связи с приобретением у поставщика (подрядчика) товаров (работ, услуг), в стоимость которых включен НДС. По факту приобретения товара с НДС организация имеет право на возмещение суммы налога из бюджета. Отражение «входного» НДС и предъявление налога к вычету проводится в учете такими записями:

Дт Кт Описание Документ
19 60 Отражена сумма НДС от стоимости приобретенных товаров (работ/услуг) Товарная накладная/Акт выполненных работ
68.02 19 Сумма НДС предъявлена к вычету Счет-фактура

Пример 1. Проводки по субсчёту 68.01 «НДФЛ»

Допустим, по итогам месяца в ООО «Осень» бухгалтер начислил Налог на доходы физических лиц по зарплате сотрудников в размере 107 256 руб. Также учредителям были выплачены дивиденды, сумма налога составила 65 123 руб.

Проводки по начислению НДФЛ по счету 68:

Счёт Дт Счёт Кт Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
70 68.01 107 256 Начислен НДФЛ по зарплате Расчётная ведомость
75.02 68.01 65 123 Начислен НДФЛ по дивидендам Налоговая карточка по НДФЛ, бухгалтерская справка
68.01 51 107 256 Перечислен НДФЛ по зарплате в бюджет Платёжное поручение
68.01 51 65 123 Перечислен НДФЛ по дивидендам в бюджет Платёжное поручение

Рубрикатор статей по налогам

  • Проводки по начислению и оплате во внебюджетные фонды
  • Принимаем налог к уменьшению по УСН
  • Бухгалтерские проводки по госпошлинам
  • ЕСН: проводки, кто и сколько платит
  • Основные проводки по НДС
  • Бухгалтерские проводки по начислению НДС
  • Тарифы и проводки по страховым взносам
  • Налог на доходы физических лиц: как и кто платит, проводки
  • Уплата налогов — как отразить в бухгалтерских проводках
  • Проводки по земельному налогу в бухгалтерском учете
  • ОНА и ОНО: о чем это?
  • Налог с транспорта и его составные
  • Особенности налога на прибыль: кто и за что платит, проводки
  • Имущественный налог предприятия: расчет и проводки
  • Проводки НДС при работе с экспортом
  • Пени по налогам — проводки, примеры
  • Проводки по налоговому убытку
  • Отражение в проводках минимального налога
  • НДС к вычету: проводки, условия
  • Проводки бухучета по переплате налога и его возврат
  • Проводки по НДС по реализации
  • Проводки по списанию НДС
  • Что такое ЕНВД: расчет, проводки, законодательство, примеры
  • НДС с авансов: проводки, примеры, Закон
  • Проводки бухучета по оплате НДС
  • Налоги по УСН: особенности, проводки, регламент, отчетность
  • Проводки по возмещению НДС из бюджета
  • Проводки бухучета по восстановлению НДС

Учет целевых субсидий

Субсидию с условиями ставить на учет по счету 401.40 на весь период сразу или помесячно согласно графику к Соглашению?

Согласно пункту 301 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н в ред. приказа Минфина России от 28.12.2018 № 298н) счет 40140 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, с учетом положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н), далее — Стандарт «Доходы»:

  • доходов, начисленных за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;
  • доходов, полученных от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
  • доходов по месячным, квартальным, годовым абонементам;
  • доходов по операциям реализации имущества казны в случае, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
  • доходов по соглашениям о предоставлении в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) безвозмездных перечислений на условиях предоставления активов: межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам;
  • доходов по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
  • доходов от операций с объектами аренды (предстоящие доходы от предоставления права пользования активом);
  • иных аналогичных доходов.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минфина России от 27.02.2018 № 32н Стандарт «Доходы» вступил в действие с 1 января 2019 года.

Согласно пункту 4 Стандарта «Доходы»: «Доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов

В соответствии со Стандартом «Доходы»: «Доходы от межбюджетных трансфертов — доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемых с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете по факту возникновения права на их получение доходами будущих периодов. Доходы будущих периодов от межбюджетных трансфертов признаются в составе доходов от межбюджетных трансфертов текущего отчетного периода по мере выполнения условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду.» (п. 25 Стандарта «Доходы»)

«Иные безвозмездные поступления от бюджетов, полученные с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений от бюджетов по факту возникновения права на их получение от передающей стороны.» (п. 30 Стандарта «Доходы»).

«Доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений от бюджетов, полученные с условиями при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете в составе доходов от безвозмездных поступлений от бюджетов текущего отчетного периода по мере выполнения таких условий в части, относящейся к соответствующему отчетному периоду.» (п. 31 Стандарта «Доходы»).

Такой же порядок признания доходов распространен на субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Согласно пункту 54 Стандарта «Доходы»: «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение.

Доходы будущих периодов от субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания признаются в бухгалтерском учете в составе доходов от реализации текущего отчетного периода по мере исполнения государственного (муниципального) задания.».

Таким образом, датой подписания соглашения о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в учете следует начислить доходы будущих периодов (п. 93 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н в ред. от 28.12.2018, далее – Инструкция № 174н):

Читайте также:  Можно ли и как подарить долю в ипотечной квартире

Д-т 4 205 31 561, К-т 4 401 40 131.

В форме «Государственное задание» (ф. 0506001), утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 в ред. от 29.11.2018) указывается периодичность представления отчетов о выполнении государственного задания (п. 4.1 части 3 ф. 0506001).

Согласно примечанию к ф. 0506001: «В случае установления требования о представлении ежемесячных или ежеквартальных отчетов о выполнении государственного задания в числе иных показателей устанавливаются показатели выполнения государственного задания в процентах от годового объема оказания государственных услуг (выполнения работ) или в абсолютных величинах как для государственного задания в целом, так и относительно его части (в том числе с учетом неравномерного оказания государственных услуг (выполнения работ) в течение календарного года).»

По факту принятия учредителем отчета о выполнении государственного (муниципального) задания в учете учреждения следует начислить доходы текущего финансового года (п. 150, 158 Инструкции № 174н):

Д-т 4 401 40 131, К-т 4 401 10 131.

В аналогичном порядке отражается:

  • начисление доходов текущего финансового года по предоставленной бюджетному учреждению субсидии на иные цели, в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива):

Д-т 5 401 40 152 (162), Д-т 5 401 10 152 (162);

  • начисление доходов текущего финансового года по предоставленным бюджетному учреждению субсидиям на капитальные вложения в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов):

Отражение расходов по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» появились новые счета, теперь меняем в документе «Отражение зарплаты в бухучете» в операциях по больничным за первые 3 дня КОСГУ 211 на код 266. Документ отражается корректно. Как внести изменения в документ «Заявка на кассовый расход» по перечислению зарплаты с больничных, т.к. в документе ранее была отражена общая сумма по КОСГУ 211, и в СУФД было выгружено также одной суммой?

В соответствии со статьей 18 БК РФ классификация операций публично-правовых образований (КОСГУ) является составной частью бюджетной классификации Российской Федерации, которая используется с 2016 г. только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы КОСГУ не применяется, а группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов осуществляется путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

Соответственно с 2016 года в СУФД данные Заявок на кассовый расход и других расчетно-платежных документов в разрезе КОСГУ не выгружаются.

Однако бухгалтерские записи, отражающие движение денежных средств, в соответствии с пунктом 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, формируются по 26-разрядным номерам счетов, включающим коды КОСГУ. Поэтому в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» расчетно-платежные документы на основании выписки банка формируют бухгалтерские записи по номерам счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, которые включают коды КОСГУ.

Согласно пункту 10.6.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н, расходы по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), относятся на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».

Эта норма применяется с 1января 2019 года.

Пунктом 2 Порядка № 209н установлено, что он определяет правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ), используемых для ведения органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе находящимися за пределами Российской Федерации, иными юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее — сектор государственного управления), бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2109 года для отражения расходов по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя следовало применять подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».

В Методических рекомендациях по применению КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, говорится, что в соответствии с международным руководством СГФ-2014 заработная плата не включает социальные пособия, подлежащие выплате работодателем своим работникам, в том числе пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы.

Поэтому счет 302 11 более не применяется для отражения таких выплат.

Начисление пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя с 2019 года отражается в корреспонденции со счетом 302 66 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме» следующей записью:

Д-т КВР 0 109 ХХ 266, К-т КВР 0 302 66 737

Д-т КВР 0 401 20 266, К-т КВР 0 302 66 737

КВР — 111, 121, 141.

Соответственно перечисление пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя отражается:

Д-т КВР 1 302 66 837, К-т КВР 1 304 05 266 — для казенных учреждений

Д-т КВР 0 302 66 837, К-т КВР 0 201 11 610;

Уменьшение счета 18 (КОСГУ 266) – для бюджетных и автономных учреждений.

Несмотря на то, что в казначействе оплата прошла одной суммой, в учете нужно сформировать 2 проводки с одним КВР 121 (111, 141) и с разными подстатьями КОСГУ 211 и 266.

Счет 302 66 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме» введен в Единый план счетов бухгалтерского учета приказом Минфина России от 28.12.2018 № 298н, далее – Приказ № 298н, который зарегистрирован в Минюсте России 29.01.2019 № 53597 и, по общему правилу, вступил в действие с 10.02.2019, при этом применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 года (п. 2 Приказа № 298н).

Отражение в учете с начала 2019 года пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя по старым правилам, в данном случае, — это не ошибка, а процедура перехода на измененный план счетов. Дата перехода на Приказ № 298н должна быть зафиксирована в локальном акте учреждения.

Если в качестве даты перехода на Приказ № 298н учреждение установило 1 января 2019 года, следует внести изменения в исходных документах Заявка на кассовый расход и соответственно в документах по начислению заработной платы.

Если в качестве даты перехода на Приказ № 298н установлена более поздняя дата, исправления отражаются аналогично записям по исправлению ошибок текущего года.

Согласно пункту 18 Инструкции № 157н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в соответствии со Стандартом «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

В соответствии с пунктом 28 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»:

«Исправление выявленной ошибки производится в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью.»

В таком порядке осуществлялся переход в 2018 году на план счетов, измененный Приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н, далее – Приказ № 64н. Порядок перехода на Приказ №64н был доведен письмом Минфина России от 13.07.2018 № 02-06-07/49174:

Читайте также:  Банкротство муниципального предприятия

«Вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету посредством осуществления дополнительных бухгалтерских операций по соответствующим счетам актуализированного Рабочего плана счетов. При этом обороты, требующие корректировки (в связи с изменением порядка отражения объектов бухгалтерского учета) отражаются методом «Красное сторно»».

Таким образом, следует сторнировать соответствующие документы датой перехода на Приказ № 298н и ввести новые с правильными проводками.

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.

НДС и налог на прибыль: отражаем в учете

В соответствии с пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации: «Доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации».

Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом сумма НДС в счетах-фактурах проставляется в отдельной строке (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).

Бюджетные (автономные) учреждения уплачивают НДС по аналитическому коду вида доходов (АКВД) 180 «Прочие доходы» и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 12.1.7 Порядка № 132н, п. 9 Порядка № 209н). При этом операции по начислению НДС такие учреждения относят на доходные подстатьи КОСГУ, по которым отражены соответствующие доходы текущего финансового периода с учетом НДС (п. 9 Порядка № 209н). Аналогичное правило, по нашему мнению, следует применять и в части АКВД. К примеру, с доходов от операционной аренды НДС начисляется по АКВД 120 и подстатье 121 КОСГУ, с доходов от оказания платных услуг – по АКВД 130 и подстатье 131 КОСГУ.

Пример 3. Воспользуемся условиями предыдущего примера, но предположим, что томограф будет использоваться как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, не подлежащей обложению этим налогом. В данном налоговом периоде стоимость услуг, операции по реализации которых подлежат обложению НДС, в общей стоимости услуг, отгруженных за налоговый период, составляет 60%.

Реализация имущества подлежит обложению НДС (ст. 146 НК РФ). Совершая операции, облагаемые НДС, бюджетное учреждение обязано выставить счета-фактуры с выделенной в них суммой налога. Если реализуемое основное средство числится на балансе учреждения с учетом НДС (то есть налог не возмещался), налоговая база рассчитывается как разница между ценой реализации и остаточной стоимостью реализуемого основного средства (п. 3 ст. 154 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ сумма НДС определяется по расчетной ставке 18/118. В случае, когда основное средство, подлежащее реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого основного средства.

Отражение НДС с реализации в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Начиная с версии 1.0.11, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» снято ограничение на учет НДС по кодам финансового обеспечения деятельности (КФО).

По любому КФО можно отражать выставление и получение счетов-фактур, принимать к вычету НДС и начислять НДС.

Начиная с версии 1.0.13, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» реализована возможность формировать бухгалтерские записи по начислению НДС с реализации в дебет счета 1.401.20 «Расходы текущего финансового года» по кодам бюджетной классификации расходов.

Для этого в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» настройке учетной политики учреждения добавлена группа реквизитов Счет дебета для начисления НДС по бюджетным средствам (КФО 1):

  • флаг В рамках бюджетных средств НДС начислять в расход (401.20);
  • группа реквизитов Счет.

Если в учетной политике учреждения флаг В рамках бюджетных средств НДС начислять в расход (401.20) не установлен, то при проведении документов Счет-фактура выданный будут формироваться бухгалтерские записи по начислению НДС в обычном порядке, то есть в уменьшение доходов — в дебет счета 401.10 «Доходы текущего финансового года» по кодам бюджетной классификации доходов.

Если флаг В рамках бюджетных средств НДС начислять в расход (401.20) установлен, то при реализации по КФО = 1 начисление НДС будет отражаться документом Счет-фактура выданный по дебету счета 1.401.20 «Расходы текущего финансового года», указанного в группе реквизитов Счет, по кодам бюджетной классификации расходов.

Значения полного рабочего счета и его аналитики, заданные в учетной политике учреждения в группе реквизитов Счет, будут использоваться как значения для автоподстановки в соответствующие реквизиты документа Счет-фактура выданный при его вводе, расположенные в группе Счет дебета для начисления НДС в рамках бюджетных средств (КФО 1).

Группа реквизитов Счет дебета для начисления НДС в рамках бюджетных средств (КФО 1) в программе становится видимой пользователю при выполнении трех условий (рис. 1):

  • в учетной политике учреждения установлен флаг В рамках бюджетных средств НДС начислять в расход (401.20);
  • счет-фактура оформлен на реализацию (все причины налогообложения, связанные с реализацией);
  • счет-фактура оформлен по КФО = 1.

Счета для НДС используемые в бухучёте

В соответствии с утверждённым планом счетов, на сделки с НДС выделены два бухгалтерских счёта:

  • 68 субсчёт 02 (“Налог на добавленную стоимость”). На нём собирается обобщённая информация о налоге — все начисления и выплаты в бюджет. По кредиту субсчёта аккумулируются суммы налога к уплате, а по дебету — к возмещению. Перечисления налога в бюджет делают в соответствии с разницей между дебетом и кредитом: превышение суммы кредитовых оборотов приводит к необходимости уплаты НДС, а дебетовых — к его возмещению из бюджета;
  • 19 (“Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям”). Отражается поступающий вместе с активами НДС, включённый в их цену. К 19 счёту предусмотрены отдельные субсчета:

Бухгалтерский учет при УСН

Бухгалтерский учет в организациях, применяющих УСН, обязателен. Чаще всего они относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП), и вправе осуществлять учет в упрощенной форме. Кроме того, они ведут книги учета доходов и расходов, которые для этой системы налогообложения являются налоговыми регистрами. О нюансах бухучета при УСН читайте в статье «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2020)»

Читайте также:  Закон о тишине в Московской области в 2023 году в многоквартирном доме: режим

Под учетным бухгалтерским регистром, который является атрибутом как полного обычного, так и полного упрощенного бухгалтерского учета, понимается документ, в котором все операции систематизированы по счетам и записаны в хронологическом порядке. Например, по счету 51 регистр нужен для того, чтобы было видно, на какие цели пошли денежные средства.

Как составлять бухгалтерские записи

Бухучет НДС ведется по следующим счетам плана счетов (Приказ Минфина РФ № 94н от 31.10.2000):

  • 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68.02 — начисление записываются по кредиту, исчисленный и уплаченный в бюджет НДС проводят по Дт 68;
  • 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — для отражения входного, но не возмещенного из бюджета НДС.

Если организация занимается реализацией товаров, работ и услуг, то операция начислен НДС — проводка будет: Дт 90, 91 Кт 68.

При покупке продукции у заказчика появляется возможность возместить НДС из уплаченных в бюджет средств. Процедура производится так: из стоимости покупки выделяют уплаченную сумму НДС и записывают ее на счет 19:

  • Дт 19 Кт 60 — НДС по приобретенным ценностям принят к учету;
  • Дт 68 Кт 19 — НДС к вычету (проводка).

НДС, подлежащий возмещению, аккумулируется на дебете счета 68, формируя платеж, который необходимо направить в бюджет. НДС представляет собой разницу между оборотами по дебету и кредиту. Когда оборот по кредиту сч. 68 превышает дебетовый, то исчисленная сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет. Если же дебет сч. 68 больше кредита, то суммарная разница возмещается из бюджетных платежей.

Бухучет НДС в случае порчи, утраты товаров:

  • сумма НДС, не подлежащая вычету по товарам в случае их порчи, утраты, отражается по дебету счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 170 «Расчеты по недостачам») и кредиту счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)»);
  • сумма НДС, принятого к вычету по товарам в случае их порчи, утраты, восстанавливается сторнировочной записью по дебету счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 173 «Расчеты с бюджетом») и кредиту счета 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 175 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)»).

Проводки по уплате НДС в бюджет налоговым агентом

При осуществлении хозяйственных операций, указанных в ст. 161 НК РФ, в обязанности организации или ИП входит расчет и уплата НДС в качестве налогового агента. В практике чаще всего встречаются ситуации, когда плательщик становится налоговым агентом вследствие аренды государственной (муниципальной) собственности или покупки товаров (работ, услуг) у иностранной организации. В этом случае используют следующие проводки НДС к уплате в бюджет.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Аренда

Дт

Кт

Операция

20, 23, 25, 26

76 60

60, 76

60, 76

Отражение арендных платежей

Начисление агентского налога на добавленную стоимость

Отражение «входного» НДС

Начисление налога к возврату из бюджета

Перечисление агентского НДС

Покупка работ (товара, услуг) у иностранной организации, не состоящей на учете в РФ

Дт

Кт

Операция

76, 60

76, 60

76, 60

Учтены приобретенные товары

Учтен НДС, заплаченный с доходов нерезидента РФ

Удержан агентский НДС

Начислен налог к возмещению

Перечислен агентский НДС

Счет 0 303 04 000 применяется для отражения сумм НДС, предъявленного продавцом покупателю при реализации товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом сумма НДС выделяется в указанных счетах-фактурах отдельной строкой (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).

Обратите внимание

При реализации товаров за наличный расчет, а также оказании платных услуг непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).

Суммы НДС, выставленные учреждением при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с п. 104, 121 Инструкции № 162н, п. 131 Инструкции № 174н, п. 159, 161 Инструкции № 183н следующими корреспонденциями счетов:

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Исчисление НДС (выставление покупателю) со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

1 401 20 290

1 303 04 730

0 401 10 130 (180)

0 303 04 730

0 401 10 130 (180)

0 303 04 000

Перечисление НДС, подлежащего уплате в бюджет

1 303 04 830

1 304 05 290

0 303 04 830

0 201 11 610

0 303 04 000

0 201 11 000

Счет 0 210 11 000 предназначен для выделения НДС в сумме аванса, полученного от покупателя.

Учреждение-продавец вправе уменьшить общую исчисленную сумму налога на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Так, согласно п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной от покупателя в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Указанные вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п. 6 ст. 172 НК РФ). Иными словами, НДС, исчисленный с полученной предоплаты, подлежит вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг).

Какими проводками вести учет НДС

С 01.01.2020 в РФ действует новая ставка НДС — 20 %. Теперь все продажи, поступления и иные операции необходимо облагать 20 % НДС. Эту ставку нужно указывать и при описании НДС в счетах-фактурах и книгах покупок и продаж. Ставки НДС в 10 % и 0 % продолжают действовать и облагать товары, работы и услуги в установленных законодательством ситуациях.

Рекомендуем прочесть: До Скольки Можно Слушать Музыку В Квартире В Санкт Петербурге

НДС, подлежащий возмещению, аккумулируется на дебете счета 68, формируя платеж, который необходимо направить в бюджет. НДС представляет собой разницу между оборотами по дебету и кредиту. Когда оборот по кредиту сч. 68 превышает дебетовый, то исчисленная сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет. Если же дебет сч. 68 больше кредита, то суммарная разница возмещается из бюджетных платежей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *